Современные тенденции развития евразийской культуры

Ноябрь 23, 2009

Суть процесса этнического распада отражается на отношении не только ко времени, но и к пространству. Пространство — это окружение ландшафтное и этническое. Ландшафтное окружение влияет на формы хозяйства, уклад данного этноса определяет его возможности, перспективы. Этническое окружение -связи с соседями, дружеские или враждебные, — также влияет на характер создаваемой культуры. Кроме времени и пространства есть и третий компонент — энергия. В энергетическом аспекте эт-ногенез является источником культуры  .

Таким образом, этническая история, согласно теории пассионарности, имеет три параметра:

  1. соотношение каждого этноса с его вмещающим ландшафтом, причем утрата этого соотношения непоправима: упрощаются, а вернее, искажаются и ландшафт, и культура этноса;
  2. вспышка и последующая утрата пассионарности, этногенез как энтропийный процесс;
  3. выделение из этноса отдельных персон и консорций (сект), изменяющих стереотип поведения и отношение к природной среде на обратное. Идеал (желанная цель, формирующая психологическую доминанту этноса) меняет знак (либо усложнение, либо упрощение системы).

Не вдаваясь в рассмотрение всего комплекса идей, развитых в теории пассионарного развития этносов, обратимся к представлениям о культуре. В формировании культуры пассионарность играет роль двигателя. Искусство требует жертв от своих творцов, а способность жертвовать собой ради идеала — это и есть проявление пассионарности. В каждом артефакте культуры содержится комбинация трех элементов: ремесленной работы, пассионарности создателя и культурной традиции. Следовательно, любое творение культуры — это, в известной мере, кристаллизованная пассионарность его создателей. Искусство обязательно входит в сферу деятельности любого народа и тем самым характеризует его наклонности, возможности, духовные горизонты и историческую стадию его развития.

Сопоставляя периоды расцвета и упадка искусства с фактами истории Востока, Л.Н. Гумилев отмечает их прямую связь. При внешнем взгляде китайские пагоды не всегда похожи на индийские храмы, хотя в основе своей они имеют много общего, а персидские миниатюры на изображения грозного тибетского «хранителя законов» — быко-голового, многорукого, попирающего нагие тела врагов. Такие различия, по его мнению, результат воздействия на то или иное искусство, пространства и времени, то есть ландшафта и эпохи -именно эти две составляющие определяют направление развития народа.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы сайта:
Современная Евразийская культура

Случайные статьи:

Comments are closed.