Западная культура в Средние века. Часть 2
Человек Средневековья был зависим от Бога. Он всегда подчинен действующей на него извне силе, незримо направляющей и контролирующей его и сковывающей индивидуальные проявления. Все это постепенно трансформируется в концепцию «Божьего предопределения», где человек предстает, в первую очередь, орудием в руках Бога для реализации в этом мире божественных целей.
Однако человек являлся объектом пристального внимания и Дьявола, который противопоставлялся Богу и спорил с ним за власть на небе и земле. В мышлении Средневековья существовало осознанное противопоставление: по одну сторону был Бог, по другую — Дьявол. Это великое разделение господствовало в социальной, политической, культурной жизни. Противостояние между этими силами не знало компромиссов. Добрый поступок исходил от Бога, дурной — от Дьявола. В день Страшного суда праведники пойдут в рай, а грешники — в ад. Недаром средневековое искусство посвятило сцене Страшного суда большинство своих произведений (Б. Анджелико «Страшный суд» (1447)).
Для обычного человека трагизм ситуации заключался в том, что ему было трудно отличить доброе начало от дурного; он постоянно рисковал быть введенным в заблуждение. Поэтому одной из главных задач истинных святых было распознание и изгнание лжепророков, колдунов и прочих приспешников нечистой силы.
Надежда заслужить вознесение на небо побуждала к бегству от мира. Уже с IV в. люди стали выражать свое неприятие мира уходом в пустыню. Первые примеры дали отцы Востока и Египта. Жития этих отшельников на протяжении всего Средневековья пользовались на Западе большим успехом. Презрение к миру стало одной из главных тем средневековой культуры. К этой теме обращались отнюдь не только отцы Церкви. Воспевался уход от мира и в поэзии. Народом же особенно почитались отшельники как образец праведности. Отшельник был прибежищем христианских идеалов, даже в большей мере, чем сама Церковь.
Не все могли следовать такому примеру в жизни. Тем не менее многие стремились достичь этого спасительного идеала хотя бы символически. Обычай облачаться в монашеское одеяние на пороге смерти, распространенный, прежде всего, среди феодалов, наглядно демонстрирует желание обрести отшельническое совершенство. Удаление рыцаря от мирских утех было важной темой эпических песен, особенно постриг в монахи перед смертью. Этому примеру впоследствии стали следовать и богатые купцы.
Для тех же, кто не был способен на такой покаянный подвиг, Церковь предусмотрела иные средства спасения души. Это дела милосердия, благотворительности, дарения храмам, завещания в пользу Церкви. Последние становятся своеобразным «пропуском» на небеса.
Разделы сайта:Динамика культурного развития, Запад и Восток в эпоху Средневековья
Случайные статьи: