Современные тенденции развития евразийской культуры

Ноябрь 23, 2009

В культуре народов Востока были выработаны особые мифологические, религиозные, философские системы взглядов, которые и отражены в разных жанрах искусства. Китайские драконы и фениксы, скифские химеры, пожирающие оленей, тибетские обезьяны, играющие на лютне, — это полузабытые тотемы, знаки древних племен, некогда представлявшиеся людям их предками, охранителями. Эти древние образы и сегодня живут в искусстве, в орнаментах, часто стилизованные до неузнаваемости, но отражающие действительность — не природы, а сознание природы, некогда единственной философии, доступной предкам азиатских народов. Искусство Востока совершало чудеса преображения действительности, показывало ее столь непохоже, столь фантастически, что породило представление о том, что искусство на Востоке служит совсем не тому, к чему привыкли и что хотели бы видеть европейцы. Искусство народов Востока было условным и вместе с тем идеальным и через эту условность — правдивым.

Неравномерность, скачкообразность исторического развития и развития искусства в ту или иную эпоху, согласно концепции Л.Н. Гумилева, прослеживается на больших пространствах и охватывает многие народы. Так, в VI-V вв. до н.э. в Иране творческая мысль обратилась к проблемам религии и был провозглашен принцип двойственного, несущего в себе антагонистическое противоречие начала мира: светлый Ормузд (Ахурамазда) против темного и злого Аримана. Манихейство быстро распространили  Ирану и вскоре проникло за его пределы, достигну)» Испании на западе и Восточного Туркестана на востоке. В Китае, раздробленном на множество отдельных княжеств, ведших друг против друга истребительные войны, появился Конфуций, моралист и писатель. Оставленное им наследство во многом определило дальнейшее развитие китайской мысли и культуры.

В VI в. до н.э. в Индии возникают две концепции: джайнизм и буддизм. Этот внезапный подъем творческой мысли был особенно мощным. Буддизм как мировоззрение охватил не только Индию и Цейлон, но и Индокитай, Яву, Суматру, Среднюю Азию, Китай и Японию.

Таким образом, по мнению Л.Н. Гумилева, существует одна главная особенность искусства всех народов Востока — то, что называют философичностью и что делает его таинственным, «закрытым» и в общем непонятным без предварительной подготовки.

Особо следует отметить положения, высказанные Л.Н. Гумилевым об истории и культуре кочевых народов Евразии. К мысли о необходимости создания глобальной концепции, объясняющей развитие этнического облика планеты, он пришел через историю древних этносов Великой степи (хуннов, тюрков и монголов). В древности Великую степь греки называли Скифией, персы — Ту-раном, а китайцы — степью «северных варваров» Бэй-ху.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы сайта:
Современная Евразийская культура

Случайные статьи:

Comments are closed.