Южный федеральный округ. Культура и развитие

Ноябрь 28, 2009
Tags:

Южный федеральный округ (ЮФО) представляет собой искусственное, достаточно позднее, государственное территориальное объединение, включающее в себя территории Нижнего Поволжья, Ростовскую область, Ставрополье, Кубань, Северный Кавказ, Калмыкию. Определенная искусственность данного территориального объединения видна невооруженным глазом. Культурные различия между национальностями, населяющими ЮФО, огромны. Здесь можно вычленить две большие культурные доминанты — русскую и южно-российскую в лице казачества (Ростов, Краснодар, Ставрополь) и восточную: мусульманскую в лице народов Северного Кавказа, чрезвычайно неоднородных (чеченцы, ингуши, черкесы, лезгины, кабардинцы, балкарцы, огромное количество национальностей, населяющих Дагестан), татар и казахов (преимущественно Астрахань), и буддийскую (калмыки). Особняком стоит Осетия, коренные жители которой исповедают и христианство, и ислам, а также Астрахань, на территории которой в течение более 4 веков живет и христианское, и мусульманское, и буддийское население.

Таким образом, ЮФО представляет собой в культурном плане наиболее яркий образец евразийства как смешения европейских и азиатских культурных тенденций. Причем микста в данном случае не получилось. Каждая культурная субстанция существует сама по себе, но в определенной степени в контексте существования других культур.

Среди условно называемого европейского населения ЮФО -русских, украинцев, белорусов, немцев особое место занимает казачество, которое позиционирует себя как особый если не как этнос, то в прошлом как сословие, а в настоящее время, по крайней мере, как самостоятельный культурный тип.

Окончательное юридическое оформление казачества как сословия Российской империи произошло при императоре Николас I, утвердившем в1835 г. «Положение о Войске Донском», а 1842 г. -«Положение об управлении Черноморским и Кавказским казачьими войсками». Эти документы объявляли казачество особым замкнутым сословием.

В казачество вошли члены различных народностей: греки, армяне, грузины, татары, черкесы, калмыки, поляки, литвины, чехи, сербы, болгары и пр. Например, существовал калмыцкий казачий полк. Но в течение 300 лет исторического существования произошла ассимиляция различных народностей и образовался тип донского, кубанского и т.д. казака, позиционирующего себя как русского человека.

Основной задачей казаков было отправление воинской обязанности, что обусловило их долгосрочное отсутствие в семьях. Отсюда традиционный уклад казачьей жизни.

Особое место занимали представления о казачьих традициях, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм и взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственное и физическое здоровье, веротерпимость. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях, нормах, ритуалах и правилах сделали традицию средством передачи культуры народа.

Страниц: 1 2 3 4

Разделы сайта:
Регионалистика, Современная Евразийская культура

Случайные статьи:

Comments are closed.