Современные тенденции развития евразийской культуры

Ноябрь 23, 2009

Пассионарность как всякая энергия имеет свое энергетическое поле. То есть существует определенное явление, которое Л.Н. Гумилев называет этническим полем. Изменение числа пассионариев со временем изменяет и возраст этноса, который в течение определенного периода времени переживает четырех-фазный процесс этногенеза: возникновение, подъем, упадок и умирание (смерть этноса у Л.Н. Гумилева — это распад системной целостности, то есть этническая экстерминация — явление социальное, а не биологическое). При этом переход от фазы в фазу несет в себе опасность для этноса.

Четырехфазному процессу этногенеза соответствуют разнообразные системы отсчета времени, которые есть результат серьезных перемен в этнопсихологии и определяются сменой возрастов этноса. При этом важна не та или иная система отсчета, а различие в понятиях прошедшего, настоящего и будущего. Первый вариант отношения ко времени и миру (в начальной стадии этногенеза) — это накопление материальных и идейных ценностей. Это накопление в отношении времени трансформируется в ощущение, которое Л.Н. Гумилев называет пассеизмом. Каждый активный член этнической общности чувствует себя продолжателем традиции предков, к которой он что-то прибавляет. Прошлое не ушло, оно в человека и к нему стоит прибавлять нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед.

На место пассеизма приходит актуализм. Люди этого склада забывают прошлое и знать будущее не хотят. Они хотят жить сейчас и для себя. Они не могут быть иными, если бы даже и хотели. Когда процент этого склада людей увеличивается в составе этноса, то наследство, скопленное предками, быстро растрачивается. Это производит обманчивое впечатление изобилия, называемого «расцветом».

Третий возможный и реально существующий вариант отношения ко времени и миру — это игнорирование не только прошлого, но и настоящего ради будущего. Прошлое отвергается как исчезнувшее, настоящее — как неприемлемое, реальной признается мечта. Это футуристическое восприятие времени закономерно, как и два остальных.

Пассеизм, актуализм и футуризм отражают три стадии этнической динамики. Но существует и четвертая система, соответствующая статическому состоянию этноса. Она заключается в игнорировании времени как такового. Время не интересует людей такого склада, потому что они не извлекают из отсчета времени никакой пользы для той деятельности, которая их кормит. Эти люди (обыватели) живут во всех стадиях, но при наличии иных категории они мало заметны.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы сайта:
Современная Евразийская культура

Случайные статьи:

Comments are closed.