История становления науки о культуре. Часть 2

Октябрь 24, 2009

Вслед за британскими структуралистами французские структуралисты продемонстрировали, что первобытные системы (социальные, религиозные, мифологические и т.д.) являются не хаотичными, а четко структурированными сложнейшими системами, функционирующими на основе внутренних законов. Особенно четко эта позиция была продемонстрирована Леви-Стросом в таких его трудах, как «Неприрученная мысль» (в оригинале «Дикое мышление»), «Тотемизм сегодня», «Ревнивая горшечница», четыре тома обобщающего труда «Мифологики» и т.д. В первом томе «Мифологик», озаглавленном «Сырое и вареное», он демонстрирует возможности своего метода для понимания семантики некоторых пищевых регламентации народов Ама-звнки. Обладая не только богатейшими познаниями в разных областях знаний и сильнейшей интуицией, ученый отыскивает внутренние отношения и связи казалось бы несовместимых явлений. В его изложении культура предстает перед читателем как сложное явление со своей внутренней логикой. Пик популярности французского структурализма приходится на 1960—1970-е гг. У Леви-Строса появилась масса последователей, не обладавших

ни знаниями прославленного ученого, ни его интуицией. В их трудах структура оказывалась не способом познания мира, а самодовлеющим явлением. Если структура для Леви-Строса была лишь способом, механизмом увидеть внутренние связи архаичной культуры, то для многих ученых основной целью их трудов явилась структура сама по себе. Нет нужды пояснять, что в таком понимании структурализм оказался под прицелом критических высказываний.  Один  из  упреков,  который  также  адресовали структуралистам, был упрек в антиисторизме. Однако хотя синхронизм и был основным при анализе того или иного явления, все же Леви-Строс не избегал диахронического подхода. В свою очередь, критикуя американскую историческую школу Ф. Боаса, он замечал, что не всегда, выстраивая эволюцию тех или иных институтов в историческом плане, у нас есть основания считать те или иные социальные институты более архаичными по отношению к другим. Одним из примеров подобных несоответствий, по мнению Леви-Строса, может служить утверждение о более архаичной матрилинейной форме брака по сравнению с патрилинейной.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разделы сайта:
Исторические сведения

Случайные статьи:

Comments are closed.