Понятия культуры

Октябрь 28, 2009

Представления о том, что такое культура, до настоящего времени остаются чрезвычайно разнообразными. Сложность определений усугубляется тем, что методологические подходы к исследованию культуры и ее отдельных подсистем исторически формировались внутри различных научных дисциплин — преимущественно философии, общей психологии, истории, искусствознания, социологии и т.д., и в каждой из этих отраслей существует собственное видение предмета и методов исследования. Однако и внутри самих научных дисциплин не было единства в вопросе понимания феномена культуры, а потому складываются различные школы со своими научными доминантами, представляющие зачастую полярные точки зрения на культуру как предмет исследования. Но, как это ни покажется странным, именно эта разница и сложность во взглядах сделала возможным и, в какой-то степени, необходимым развитие тенденции к интегративному рассмотрению данного феномена.

Развитие методологии системных исследований. феномена культуры позволяет по-новому взглянуть на процессы культурной динамики. Культурный процесс, в самом общем виде, можно определить как реализацию бытия культуры, системы культуры во времени. Культурный процесс — это смена одного специфического способа восприятия мира и себя в этом мире, являющегося доминантным на протяжении длительного периода времени, другим, фундаментально отличающимся от прежнего, способом, который также будет доминантным достаточно продолжительное время. Между такими «стационарными» состояниями культурной системы существуют продолжительные переходные периоды, когда прежний тип еще доминирует, но в культурном опыте, который он продолжает накапливать, появляются отдельные элементы, которые с какого-то момента окажутся связанными в новую систему понимания человеком устройства мира и своего места в нем, определяющую его потребность в уже совсем ином характере культурного опыта на очередном этапе исторического существования.

Представление о культуре появилось достаточно рано. Эллины видели в воспитанности свое главное отличие от варваров. Процесс формирования зрелого мужа из несмышленого ребенка обозначался термином «пайдейя», что рассматривалось как непосредственно «обучение», «воспитание», так и в более широком смысле «образование», «образованность». Идея контакта воспитания и обучения, прочного овладения навыком достигается в искусстве «техне», что должно приводить к выработке «гражданского навыка», необходимого каждому полноправному гражданину полиса. Овладевший определенными знаниями расценивается как знаток. Уникальность греческой системы образования заключается в том, что здесь формируется не узкий профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями.

Существует огромное количество компаний, предлагающих аренду квартир в Киеве, однако, я бы доверял проверенным компаниям и достойным объявлениям: квартиры посуточно киев. Стоит с особой ответственностью подойти к проблеме поиска жилья в аренду в Киеве.

Сам термин «культура» появляется в римской античности и обозначает дословно «возделывание», «обработка», «уход». В первую очередь, это касалось земли, поэтому по-римски «культура» — это возделывание поля, обработка сада, уход за растениями и животными, то есть земледелие и сельское хозяйство. В значении «воспитания» и «образования» термин «культура» был использован римским оратором, философом Марком Тулием Цицероном (106-43 до н.э.), говорящим о «возделывании (культуре) души». Последнее возникает как логическое следствие овладения конкретным индивидом комплексом философского знания, позволяющего видеть подлинную цену всему, отличать истинные цели от ложных.

Цицерон оказал огромное влияние на римских мыслителей, творивших после него. Уже римский поэт Марон Публий Вергилий (70-19 до н.э.) предпринимает попытки развить идеи о природе культуры, содержащиеся в трудах Цицерона. Но он идет ' дальше и рассматривает культуру как деятельное единство человека и действительности, как результат «очеловечивания» мира людьми, как итог внесения в него созидательного начала. В исследованиях римского историка, политического деятеля Корнелия Тацита (55-120) была поставлена проблема, которая до сегодняшнего дня не потеряла своей актуальности, — проблема со-

отношения культуры и цивилизации. Тацит первым из европейских мыслителей сформулировал критерии цивилизации, позволяющие провести разграничение между цивилизованными и нецивилизованными странами и государствами. Главным признаком цивилизации он считал наличие городов и имущественное, а главное — профессиональное разделение (специализацию).

Цивилизованность, с точки зрения античных авторов, не совпадает с культурностью, ибо совершенное владение техникой далеко не всегда означает совершенство души. Лишь когда человек в своих деяниях поднимается до высот морали, он становится подлинно культурным существом.

Иное представление о культуре формируется в эпоху средних веков. Средневековая культура — культура христианская. Происходит стремительное разрушение старой системы ценностей, меняется тип культуры. Из культуры городской она становится культурой деревенской со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в основе античного понимания культуры лежал принцип антропоцентризма, то есть проявлялся интерес к человеку, его месту на Земле, проблеме его самосовершенствования, то средневековых авторов практически не интересовали вопросы «что есть культура», как она соотносится с природой, чем цивилизация отличается от культуры.

В центре миропонимания средневековья лежал принцип теоцентризма, где на первый план выходила идея Бога, определяя во всем жизнь человека той эпохи. Религия предлагает новую систему ценностей, жизненных ориентиров, которые базируются на постулатах христианства. Исходным пунктом и основой мышления становится церковная догма, все остальное приводится в соответствие с учением церкви.

В теологической концепции бытия смысл человеческой жизни виделся в предуготовлении к вечному существованию после смерти. В рамках этого понимания повседневная жизнь с ее заботами и результаты человеческой деятельности лишались самоценности. Это означает, что культура как нечто, создаваемое руками и разумом несовершенного земного человека, лишается своей значимости, так как создание культурных ценностей и овладение культурой не есть путь обретения божественной благодати. Поэтому заниматься проблемами культуры и ее теоретического обоснования бессмысленно и даже является нарушением установок святой церкви.

Однако это не означает, что в эпоху Средневековья вообще отсутствовало представление о культуре. Последняя мыслилась как нечто вечное, данное изначально, пребывающее вне времени и пространства. Культура, с точки зрения средневекового человека, не творится, но «открывается», может передаваться из рук в руки и понимается как единство.

Вместилищем культуры средневековья становятся монастыри, где жили образованные люди, хранились и создавались рукописи. Вообще книга становится величайшей из драгоценностей, поскольку заключает в себе слово Божие. Культура, тем самым, приобретает книжный характер; появляется и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. В таком понимании культуры вновь прослеживается идея «возделывания» собственных способностей человека, но акцент делается на воспитании «естественного разума», от природы неиспорченного и дополненного верой. Счастье не в познании себя, но в познании Бога. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, постоянное духовное совершенствование личности.

Эпоха Возрождения пробуждает вновь всеобщий интерес к античности и античным идеям о человеке. Человек предстает как центр мироздания, как начало всех начал. Это высшая ступень в иерархии бытия, подлинная «мера всех вещей». Мыслители эпохи Возрождения восстановили в правах античное понимание культуры как пайдейи. Для них культура перестает быть результатом Божественного промысла и представляется результатом целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Однако философы Ренессанса дают несколько иную трактовку идеала человека, нежели античные мыслители. Конечной целью воспитания человека эпохи Возрождения предстает гармоничная и всесторонне развитая личность как высший эталон, на который должен ориентироваться любой воспитатель. Если мир гармоничен, то гармоничным должен быть и человек, а это значит, что речь идет не только о гармонии души и тела, но и гармонии самой души.

Таким образом, идея гармонии рассматривается как принцип организации социальной жизни и воспитания. Последнее же является главной задачей не только родителей, но и государства, которое не должно жалеть средств для этого важнейшего дела.

Кроме того, в эту эпоху представление о границах вместимости самого понятия культуры было несколько расширено. Мишель Монтень (1533—1592), философ, «последний гуманист Возрождения и первый моралист Нового времени»25, подчеркивал тесную связь культуры и морали, считая, что человек достигает культурного состояния только тогда, когда направляет свои помыслы на совершенствование духа, ума, воли, эстетического вкуса и своего тела. Культура людей, с точки зрения М. Монтеня, тем выше, чем более они доверяют природе и следуют ее указаниям. Не учить природу, а учиться у нее — вот путь к подлинной культуре.

Паоло Верджерио (1370—1444) дает обоснование особого места философии в культуре. Без овладения философией, считает П. Верджерио, не может идти и речи о том, чтобы назвать человека культурным. В работах Пико дела Мирандолы (1463—1494) содержится мысль о том, что культура, будучи творением человека, есть некий «третий мир», лежащий между небом и землей. Николо Макиавелли (1469—1527) начинает говорить о религии как неотъемлемой части культуры. Томас Мор (1478—1535) аргументирует идею Франческо Петрарки (1304—1374) о культурном единстве европейских стран. Именно в его рассуждениях встречается мысль, которая впоследствии будет неоднократно воспроизводиться в трудах мыслителей Нового времени, о наличии государства как необходимой предпосылки культуры.

Новое время принесло свои представления о культуре и человеке. Новые научные и географические открытия дали толчок к пересмотру основ миропонимания. Вера в безграничные возможности человеческого разума, надежда на преодоление невежества, торжество гуманности, добра и милосердия — эти идеи привлекали многих мыслителей. В центре внимания ученых того времени были природные процессы и проблемы их познания. Но это не означает, что проблемы культуры и человека оставались в стороне. В конце XVII — начале XVIII в. начинается исследование культуры как целостного общественного явления. Фрэнсис Бэкон (1561—1626), английский философ, исследователь, считал критериями культурного развития темпы научно-технического прогресса, глубину познания законов природы и их использование для блага людей. Наука должна быть эмпирической, то есть приносить практическую пользу. Поэтому и культура для Ф. Бэкона не столько «возделывание души», как считали античные философы, сколько финал деятельности по покорению сил природы, подчинению ее воле и интеллекту действующего индивида, опирающегося на мощь техники и данные опытной науки.

Наибольший вклад в развитие культурологии как науки внесли Джамбатиста Вико (1668—1744) и Иоганн Гердер (1744— 1803), которые по праву считаются основоположниками культурологической мысли. Дж. Вико впервые осуществил целостное и систематическое рассмотрение человеческой культуры и истории, пытаясь определить закономерности их развития. Дж. Вико приходит к мысли, что каждая культура обладает собственной ментальностью и проходит в своем развитии определенный «круговорот» циклов, когда культура, достигая высшей точки своего развития, возвращается на начальную стадию и цикл повторяется снова. Однако случаются и падения целых народов из развитого состояния в дикое. Это происходит, по мысли Дж. Вико, когда разум, опьяненный своими достижениями, впадает во власть абстракций. Утрата живых истоков приводит культуру к гибели, к новому варварству.

Дж. Вико высказал важную для теоретической культурологии мысль о единстве человека, истории и культуры. А потому каждая эпоха — это не просто конгломерат разнообразных явлений, не связанных между собой, а некое единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность. Со сменой ценности соответственно приходит новая эпоха.

Немецкий ученый и философ И. Гердер полагал, что человек является высшим творением и его предназначение состоит в развитии ума и духа гуманности. Этому служат просвещение и воспитание. Особое значение в этом имеет язык как средство общения между людьми. Язык — это «печать нашего разума, а культура народа — это цвет его бытия, изящное, но бренное и хрупкое откровение его сущности»26. Культура, по И. Гердеру, создается в процессе человеческой практики, преобразования природного и социального мира. Философ справедливо считает, что, создавая культуру, человек одновременно создает самого себя. В этом смысле генезис человека есть генезис культуры, и наоборот.

Культура, по мысли И. Гердера, сохраняет свои базовые характеристики, что позволяет говорить о существовании целостных культур наций и народов. На этой мысли ученый особо акцентирует внимание, подчеркивая, что в реальности существует не культура вообще, а культуры различных этносов, которые вступают друг с другом в сложное взаимодействие. При этом все культуры ценностно равнозначны. Многообразие культурных форм столь значительно, что в будущем обязательно должна возникнуть, по мнению И. Гердера, особая наука, исследующая культурную «физиогномику человечества».

Страниц: 1 2

Разделы сайта:
Основные понятия

Случайные статьи:

Comments are closed.