История становления науки о культуре. Часть 2

Октябрь 24, 2009

. Однако его попытки привлечь внимание научной общественности к новой дисциплине оказались не очень успешными. Тому было две причины. Первая была в плоскости теоретических симпатий Уайта, которые находились на стороне эволюционизма, в то время как большинство американских ученых в этот период все еще оставались сторонниками исторической школы. Вторая причина, тесно связанная с первой, кроется в консерватизме вообще взглядов на параметры той или иной дисциплины. Историческая школа не стремилась к каким-либо теоретическим построениям, ее не интересовала культура как абстрактное явление. Уайт, в свою очередь, ратовал за теоретическое осмысление культуры. Следует заметить, что он был против того, чтобы называть свои теории «неоэволюционизмом», напротив, он утверждал, что его взгляды ничем не отличаются от взглядов Тайлора, изложенных им в 1881 г. В действительности идеи Уайта во многом отличались от взглядов Тайлора. Хотя Уайт и признавал стадиальность развития человечества, вместе с тем особое внимание он предлагает уделять новому критерию в развитии человечества — энергетическому. Вот как Уайт поясняет свои идеи в отношении эволюции, прогресса и критериев оценки культур:

  1. Культура эволюционирует; при этом одна форма вырастает из другой...
  2. Эволюционная стадия — это просто одна из последовательно сменяющихся форм в процессе развития.
  3. Мы можем с полным основанием говорить о прогрессе в развитии культуры не только в смысле более поздних форм последовательного ряда, но также в понятиях «более высокого» и «лучшего». Культура, как мы убедились, является средством приспособления, регулирования и контроля. О том же, что «выше» и что «ниже» судят по критериям безопасности и выживания. Измерять культуры можно при помощи ряда объективных и жизненно важных показателей. Однако наилучший единый показатель, которым можно измерить все культуры, это количество энергии, затраченной на душу населения в год. Это общий знаменатель для всех культур...
  4. Мы можем оценивать культуры и выстраивать их в ряд -от низшей к высшей»   .

Этот упор на развитие энергетики позволяет некоторым ученым отнести идеи Л. Уайта к энергетической концепции. Среди других концепций неоэволюционизма можно упомянуть многолинейную концепцию эволюции Дж. Стюарда, полагавшего, что невозможно установить универсальность историзма некоторых концепций, вместе с тем он признавал эволюцию.

Другим направлением было биологическое, которое, по сути, являлось возвратом к провозглашению идентичности биологических законов для социальных организмов. Двумя другими направлениями в неоэволюционизме были культурный материализм и историческое направление. Хотя ряд положений этих школ и тяготел к марксизму, в целом представители этих школ пытались найти собственное понимание развития общества, связывая его с развитием производительных сил, техники и т.д.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разделы сайта:
Исторические сведения

Случайные статьи:

Comments are closed.