Эстетика постмодернизма

Октябрь 27, 2009

Теоретической основой эстетики постмодернизма стали философские взгляды французских постструктуралистов и постфрейдистов. Как уже отмечалось, основным концептуальным источником постмодернизма становится теория деконструкции Ж. Деррида. Деконструкция связана с процессом разборки, разложения, причем речь идет скорее о реконструкции, чем о разрушении. Деконструкция производится ради постижения того, как была сконструирована некая целостность. Например, в спектакле «Пентиселея. Момент поиска. Ахиллиада» актер развинчивает и вновь собирает умершую возлюбленную Ахилла, пытаясь оживить прошлое в акте деконструкции.

Сам «автор» теории пояснял значение термина «деконструкция» следующим образом: «Чем не является деконструкция? -да всем! Что такое деконструкция? — да ничто!» . Отличительные черты деконструкции — неопределенность, нерешаемость, свидетельствующие об интересе к маргинальному, периферийному, локальному. В процессе деконструкции как бы повторяется процесс строительства и разрушения Вавилонской башни, чей результат — новое расставание с универсальным художественным языком, смешение жанров, стилей, языков, разрушение границ между искусством и реальной жизнью. Все это и характеризует постмодернизм.

Символом воплощения идей постмодернизма становится «симулякр», который означает подобие действительности как результат подражания. Становление концепции симулякра связано с именем Ж. Бодрийара, снискавшего себе славу «гуру постмодерна». Симулякр — это пустая скорлупа, ложная форма, свидетельствующая о дефиците натуры и культуры. Естественный мир заменяется его искусственным подобием. Утрачивается принцип реальности вещи, его заменяет проект (хепенинг, инсталляция, саморазрушающееся и концептуальное искусство).

Таким образом, симулякр — это псевдовещь, замещающая реальность посредством симуляции, стирающей различия между реальным и воображаемым. Именно так действует макияж, превращающий реальные черты лица в искусственный эстетический код, зачастую вообще не соответствующий реальности. Эталоном современной моды становится ненатуральность. Накладные ногти, парики на липучках, новые губы, искусственный загар, силиконовая грудь выступают в современном мире в статусе «прекрасного». Прекрасного симулякра!

Постмодернизм как симулякр отличается внешней сделанностью, поверхностным конструированием, неопределенностью. Здесь вместо реальной жизни торжествуют мертвые формы. Ярким примером симулякра Ж. Бодрийар считает современные

США — «мировую пустыню, лишенную подлинной истории и культуры, кока-колонизирующую мировую культуру».

Ж. Бодрийар считает сложившееся положение вещей триумфом иллюзии над метафорой, чреватым энтропией культурной энергии. Сравнивая культуру конца XX в. с засыпающей осенней мухой, он указывает на риск деградации, истощения, таящийся в эстетике симулякра.

Страниц: 1 2 3 4

Разделы сайта:
Мировая культура

Случайные статьи:

Comments are closed.