История становления науки о культуре. Часть 2

Октябрь 24, 2009

В значительной мере новый этап в развитии эволюционистских теорий в США был связан с Лесли Элвином Уайтом (1900—1975). Очень интересно, что, как и многие предыдущие эволюционисты, Уайт первоначально увлекался естественными науками. После окончания школы в 1916 г. он мечтал стать физиком и поступить в Луизианский университет. Подумывал он и о карьере врача, но война сломала его планы, и он ушел на фронт. Служба во флоте сформировала у него стремление понять поведение разных народов. Он посещает разные курсы: истории и политологии, психологии, социологии и философии. Получив степень магистра в Колумбийском университете, он поступает в Новую школу социальных исследований в Нью-Йорке, где, наконец-то, начинает изучать антропологию. Параллельно он стажируется в клинической психологии и изучает социологию в Чикагском университе те. В 1927 г. он защитил там диссертацию на степень доктора философии. Эта диссертация («Знахарские общества Юго-Запада») вызвала ожесточенные споры на факультете, что привело в конечном итоге к расколу факультета на два: социологии и антропологии. Этот жизненный путь очень показателен, так как и сами интересы Уайта были также где-то посередине. Его интересовала и социология, и антропология. В социологии его интересовала теория, но в ней оказалось «мало фактов». У антропологов, по его словам, «было масса фактов, но нет никаких идей» . Вскоре он поступает в Мичиганский университет, где создает самый сильный в США факультет антропологии. Примечательно, что свое антропологическое образование он получал у ученых, стоящих на явно антиэволюционистских позициях. По его словам, ему была сделана такая сильная антиэволюционная прививка, что длительное время совсем не читал работ эволюционистов: Т. Моргана, Э. Тайлора, Дж. Фрейзера, Ш. Летурно, И. Липперта и т.д. Сложно сказать, каким образом Уайт пришел к эволюционизму, может быть, здесь сказалось отсутствие каких-либо сильных теоретических концепций в рамках исторической школы Боаса и Лоуи, но может быть, проведенные им полевые исследования в тех же местах, где и Морган, подтолкнули его к прочтению его произведений. Не исключено, что сказались и поездка Уайта в 1929 г. в СССР и знакомство с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, особенно тех произведений, в которых анализировалось древнее общество и эволюция семьи. Одним из поворотных моментов в формировании взглядов Уайта было его знакомство со статьей химика Вильгельма Оствальда, написанной им в 1915 г., в которой тот употребляет новый термин «культурология». Идея создания новой дисциплины, которая бы аккумулировала достижения в области изучения других культур давно занимала Л. Уайта. Найдя созвучие своим мыслям в работе известного химика, Уайт попытался дать им более гуманитарное обоснование, опираясь на свой опыт изучения культуры. В результате и появилась его работа «Наука о культуре», в которой он и дал широкое толкование ноной дисциплины

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разделы сайта:
Исторические сведения

Случайные статьи:

Comments are closed.