История становления науки о культуре. Часть 2

Октябрь 24, 2009

Параллельно с французской школой, или даже чуть ранее, в Голландии развивалась Лейденская школа, которая, как и французская, черпала свои теоретические основания в Пражской школе, а также в социологии Э. Дюркгейма. Как и для французской школы, для голландских ученых было характерно стремление выявить глубинные законы функционирования культуры. Одним из основных объектов исследования Лейденской школы были народные классификационные системы, в которых голландские ученые усматривали основание для построения единой культурной системы. Одним из современных представителей этой школы является Т. Зюйдема, который, однако, уже давно работает в США. В 1964 г. он опубликовал одну из интереснейших структуралистских работ, где анализировал соотношение в государстве инков ирригационной системы с социальной. Как и работы Леви-Строса, подход Т. Зюйдемы породил массу последователей, которые нанесли больше вреда, чем развили подходы французских и голландских структуралистов.

На сегодняшний день структурализм перестал оказывать столь заметное влияние на развитие теоретической мысли в культурологии.

Мы уже говорили о влиянии социологии на развитие наук, занимающихся изучением культуры, но здесь уместно было бы указать еще на одну науку, которая оказала огромнейшее влияние как на теорию культурологических дисциплин, так и на развитие культуры в целом. Речь идет о влиянии на культурологию идей австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939). Фрейд полагал, что развитие конкретного индивидуума обусловлено его бессознательным, которое подавляется культурными институтами. Таким образом, культура есть механизм подавления бессознательных импульсов, направленных на удовлетворение своих потребностей. Этапы развития индивидуума были аналогичны этапам развития человеческого общества. Особенно это ярко выразилось в его работе «Тотем и табу», в которой Фрейд постулировал возникновение некоторых религиозных традиций из так называемого эдипова комплекса. По мнению этого ученого, религиозные воззрения были, по сути, коллективным неврозом. Конечно, подобные идеи были встречены критически многими учеными, доказывавшими, что выводы Фрейда не носят всеобщий характер. Вместе с тем привлечение внимания ученых к проблеме бессознательного конструктивно сказалось на развитии наук о культуре. Отныне и коллективное бессознательное стало предметом анализа многих ученых. Наверное, некоторые идеи структурализма были бы невозможны без фрейдовской модели бессознательного.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разделы сайта:
Исторические сведения

Случайные статьи:

Comments are closed.