Цивилизации буддийского и мусульманского миров

Ноябрь 3, 2009

Эпоха сформировавшегося человека (создателя и носителя культуры) включает в себя два основных периода: архаический и цивилизационный. По критерию К. Ясперса, эпоха цивилизаци-онно-исторического существования делится на период великих цивилизаций древности и период «осевых» цивилизаций. Существует мнение, что философия возникла в трех из пяти указанных К. Ясперсом «осевых» цивилизациях. Многие предпосылки экономического, социального, политического и духовного плана подготовили тот перелом, в котором складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая зарождению философии практически одновременно в трех очагах древней цивилизации: в Греции, Индии и Китае. Однако общность генезиса не исключала своеобразия путей формирования систематизированного философского знания.

Общепризнано, что античная мысль является наиболее зрелой среди древних (но отнюдь не древнейших) форм предыстории философской мысли. Тем не менее в европоцентристской точке зрения продолжает доминировать мнение о возникновении философии лишь в западном (греческом) культурном пространстве. В силу не только объективно существовавших культурных барьеров, но также из-за устойчивости западноцентрической ориентации, восточная мысль и восточный пласт культуры до сих пор остается неадекватно оцененным.

Тем не менее по типологическому критерию ряда концепций, восходящих к М. Веберу, цивилизационно-историческое существование делится на Ближний Восток - Китай - Индия -Западная Европа, по критерию ряда философско-исторических теорий - на культуры Востока и Запада. В рамках некоторых из этих теорий эта оппозиция выражается в форме триады Восток -античный мирхристианско-германский мир.

Попытки преодолеть западноцентристиский взгляд на историю философии приводят к оправданному утверждению о том, что «философия, в широком смысле этого слова, появилась на свет не один, а множество раз, и в разных концах света. Только наша невежественная предубежденность мешает осознать возможность распространения богатых идеями философских школ и тонкой аргументации по всему миру» . Таким образом, сегодня мы вправе говорить о двух основных потоках цивилизационно-исторического существования — восточном и западном, помня при этом не только о специфичности каждой из существовавших и ныне существующих восточных «локальных цивилизаций», но и о возможности достижения ими различной степени развитости в духовно-культурном отношении, допускающей проявление духовно-мирровоззренческих образований, не идентичных, но сопоставимых с европейской философией по проблематике и содержанию.

Под «восточной философией» условно подразумеваются философские традиции трех наиболее значимых незападных цивилизаций: индийской, китайской и мусульманской.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы сайта:
Типология культур в евразийском ключе, Типология культуры

Случайные статьи:

Comments are closed.