Европа в Новое время

Ноябрь 15, 2009

Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует, отзвук идеи Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному.

Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-культурному характеру этапа:

  1. XVII в. — господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии;
  2. XVIII в. — завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.

Главным направлением развития Западной Европы в XVII-XVIII вв. было разложение феодальных и становление буржуазных отношений. В это время совершаются первые буржуазные революции, приведшие к экономическому расцвету Голландию и Англию. Начинается формирование мировой системы колоннализма. Если Голландия до середины XVII в. была единственным буржуазным государством, то именно в Англии в 60-х гг. XVIII в., раньше, чем в других странах, начинается промышленный переворот. На другом полюсе находились страны Центральной и Восточной Европы, где, напротив, наблюдалось усиление крепостного гнета.

В Новое время продолжается процесс формирования наций. В Западной Европе создаются в основном мононациональные государства, в Восточной Европе — наоборот — преимущественно многонациональные. Для Германии и Италии по-прежнему характерна политическая раздробленность.

Так или иначе в Европе идет процесс разрушения традиционного феодального уклада жизни, гарантировавшего когда-то каждому включенному в него человеку осмысленность его деятельности. Контуры капиталистических отношений только начинали формироваться и еще не были господствующими. Поэтому вполне естественно, что такая переходная эпоха, сопровождающаяся ломкой вековых традиций, порождала трагическое мироощущение, столь характерное для массового сознания XVI-XVII вв. Все это меняет общую картину мира, а также отношение к природе, миру «естественному» и «сверхъестественному». Человек перестает восприниматься как «венец природы» и «краса Вселенной». Наиболее точно отношение к человеку и его роли в земной жизни выразил Б. Паскаль, сказав, что «человек — самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая».

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы сайта:
Возрождение как этап развития культуры, Динамика культурного развития

Случайные статьи:

Comments are closed.