Культурологические концепции современности

Октябрь 26, 2009

До сих пор самой очевидной и приемлемой для современного мира является концепция циклического развития культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Она представляет культурную картину мира, где особое значение придается кризисным переходам при сохранении целостности. Здесь культура рассматривается как замкнутая, самодостаточная система. Особое значение приобретает Локус (место, где развивается культура). Для циклической концепции он неизменен, поэтому просматривается идентификация по нахождению внутри культурного пространства.

В циклической культуре преобладают ландшафтные характеристики, которые фиксируют Локус. Время опосредовано через пространство. Будущее — не цель движения, оно не выступает определяющим фактором. Напротив, чем меньше изменений происходит в такой системе, тем лучше. Это влечет за собой ограниченный адаптационный потенциал всей системы. Чем больше проявляется в ней разнообразия, тем быстрее снижаются адаптационные свойства.

Циклическая культурная система нацелена на сохранение целостности любой ценой. А потому вопрос о кризисе не стоит как фатальный. Напротив, кризис «включается» как условие сохранения всей системы. Циклическая модель не предполагает «комфортных» установок. Она — катастрофична, но не апокалиптична. Ведь апокалипсис — состояние, предполагающее новый качественный скачок. А циклическая модель главной целью ставит сохранение самотождественности.

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу сайтов, логотипов и дизайна. Олтичный дизайн + красивый логотип для сайта очень хорошо. Рисуем сайты, фирменный стиль, логотип фирмы качественно и недорого.

Циклическая культура сравнивает себя с прошлым, используя категории времени как квалификационную характеристику, охватывающую все параметры бытия культуры. Будущее в такой модели действительно не имеет значения. Более того, ему надо «принести жертву» (по принципу «чем хуже, тем лучше»). Ведь движение по циклу всегда связано с определенным регрессом, потерей, а будущее здесь — всегда катастрофа, без которой невозможно «вернуться» в золотой век. Не обозначается и модус «сегодняшнего»; его надо «проскочить», чтобы устремиться к «гибельному восторгу». Через эту «гибель» совершается переход на новый виток развития. Такая культурная система не заинтересована в совершенствовании человека, который представляет собой «сырье» для решения текущих задач.

Меняется здесь и отношение ко времени, которое сворачивается до констатации мелких исторических событий. Ведь будущее не предсказуемо, оно зависит от сегодняшних задач. А знание прошлого помогает лучше приготовиться к будущим катастрофам. Однако сами проблемы не распознаются и для них не находятся решения. А потому такая система циклично возвращается к одним и тем же проблемам. Мелкое историческое время не предполагает использование исторической памяти для оптимального принятия решений.

Страниц: 1 2 3 4 5

Разделы сайта:
Знания о культуре

Случайные статьи:

Comments are closed.