Восток в Новое время. Культура Японии

Ноябрь 18, 2009

Следует пояснить, что в Японии в отношении театра Но существовало некоторое отличие от отношения к театру в Европе. В Европе в Новое время театр хотя и был любим публикой, вместе с тем актеры были самыми бесправными людьми. Отношение к театру Но в Японии и к актерам было просто благоговейным. Театр Но пользовался огромной поддержкой со стороны сегуната. Все великие сегуны считали незазорным играть в постановках театра Но.

В отличие от средневековой Японии, статус актеров был поднят на небывалую до этого высоту, практически приравнивающую их с самураями. Они даже начали получать жалование. И до сих пор актеры традиционного театра являются самыми популярными людьми в Японии, с ними могут соперничать лишь спортсмены в некоторых видах спорта.

Постановки Но не прекращались даже во время военных действий, и нередко сегуны отдавали военные приказы со сцены прямо во время действия спектакля.

Увлечение театром первых сегунов было очень естественным, особенно это справедливо в отношении Хидэёси, происходившего из низших слоев населения. Хотя он и страстно любил театр Но и часто сам играл в спектаклях, вместе с тем строгий регламентированный характер Но очень сдерживал импульсивную и экстравагантную личность Хидэёси. Это был уникальный человек, которому было тесно в жестких регламентирующих рамках сословий и сословной культуры. Именно этот «бунтарский» характер и предопределил судьбу этого человека, поднявшегося из числа бесправного и забитого крестьянства до уровня первого человека в Японии.

Этот период характеризовался появлением огромного числа выходцев из низших слоев, которым было тесно и неуютно в жесткой средневековой атмосфере Японии. Грубые и несдержанные, активные, но бесправные, они с остервенением пытались вылезти на верх социальной лестницы, неся с собой груз традиционной народной культуры. Этим «выскочкам» требовалась новая культура, такая, которая бы походила и на культуру сословий аристократических, к которым они стремились, и на культуру народную, которая им была понятна.

Как нельзя лучше этим задачам и соответствовал новый театр, родившийся в этот период активной трансформации старого в новое. Видимо, не случайно этот новый театр и получил название «Кабуки», что этимологически восходит к значению «экстравагантный» или «фривольный».

Как и вся новая культура горожан, новый театр складывался на основе синтеза аристократического театра Но и народной формы увеселительных развлечений с песнями и танцами. Большую роль в возникновении нового театра сыграла буддийская церковь, так как именно в рамках традиционных религиозных постановок и вызревал новый театр. Аналогии подобному явлению мы находим и во многих европейских культурах. Очень показательно, что в украинской культуре народный кукольный театр, исполнявший пьесы на библейские сюжеты, носил название Вергепа, но это же слово мы употребляем и для обозначения какого-то «притона».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Возрождение как этап развития культуры от Культурология

Comments are closed.