Восток в Новое время. Культура Японии

Ноябрь 18, 2009

Европейская культура начала оказывать значительное воздействие на японскую культуру. Японцев интересовали как материальные достижения европейцев, так и духовные ценности европейской культуры. В век междоусобиц значительной популярностью, конечно, пользовалось европейское огнестрельное оружие, значительно изменившее военное искусство в Японии.

Влияние европейской культуры затронуло самые различные стороны японской культуры, сказавшись на музыке, изобразительном искусство, науке, медицине, судостроении и т.д. Однако в результате борьбы католических монахов с вновь прибывшими голландцами, являвшимися протестантами, авторитет европейцев в глазах сегуна упал. Восстание японских христиан, вспыхнувшее в южных княжествах при поддержке католических монахов, привело к полному запрету христианства и закрытию страны для европейцев. Исключение было сделано лишь для китайцев и голландцев, которым было позволено присылать лишь один корабль в год, при полном контроле со стороны властей за количеством и составом товаров. В дальнейшем в конце XVIII в. такое разрешение получила и Россия, но, к сожалению, наша страна не смогла воспользоваться этой привилегией.

К 1641 г. Япония оказалась полностью изолированной от внешнего мира, что имело двойственное значение. С одной стороны, это привело к застою в развитии некоторых элементов японской культуры, прежде всего связанных с развитием науки и техники, вместе с тем японская культура получила возможность самостоятельного развития без какого-то влияния из вне. Благоприятный экономический климат, сложившийся в первые годы сёгуната, привел к активизации некоторых культурных процессов.

Вообще и само установление сегуна Токугава имело двойственные последствия для развития японской экономики и культуры. С одной стороны, прекращение междоусобиц и объединение всех княжеств под одной властью привело к активному складыванию национального рынка, но с другой стороны, мирная жизнь лишила самурайство — основное сословие Японии — экономической значимости, при сохранении значимости политической. В экономике и культурной жизни страны все чаще начинает большое значение играть третье сословие — торговцы, обладавшее значительными денежными средствами и выступающее теперь основными потребителями культурных ценностей.

До XVII в. основными культурными центрами в стране были буддийские монастыри и храмы, являвшиеся особым государством в государстве. Правда, еще при Оде Нобунаге экономическая мощь буддийских монастырей была подорвана. Но, лишив их экономической мощи, ни он, ни Токугава не могли их лишить влияния культурного. Монастыри и храмы продолжали оставаться центрами грамотности, а также центрами духовной культуры. С влиянием на японское общество могли поспорить только синтоистские храмы. Но с начала XVII в. в интеллектуальной жизни японского общества ведущую роль стало играть конфуцианство, так как оно в большей степени отвечало интересам сегуната.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Возрождение как этап развития культуры от Культурология

Comments are closed.