Восток в Новое время. Культура Японии
Интерес к простому человеку, к повседневной жизни привел к возникновению в живописи нового направления получившего название укие-э (живопись бренного мира). Основоположником этого направления был Иваса Матабэй (1578—1650). «Жить лишь сиюминутным мгновением, наслаждаться окружающим миром — луной, цветущей вишней, осенними листьями, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о быстротечности жизни, отдаваться потоку, влекущему человека вперед», — так японские мастера определяли укие-э.
Теперь основным героем живописи стал простой народ: красавицы «веселых кварталов», актеры театра Кабуки и Но, самураи, ремесленники, сцены городской жизни. Расцвет укиё-э совпал с переходом к технике ксилографии, позволявшей сделать много оттисков, что удешевляло картину и делало ее доступной широким народным слоям. В рамках укие-э первоначально развивалось два направления: бидзин-га (красавицы) иякуся-э (актеры). Выдающимися представителями этих направлений были Хисикава Моронобу (ок. 1618 — ок. 1694) и Окумура Масанобу (1686—1764). Принципы театральной графики были заложены художниками династии Тории (Тории Киенобу, Тории Киемицу, Тории Киенага и др.).
Традиции Тории Киенага продолжил талантливый мастер Китагава Утамаро, выработавший в конце XVIII в. свой стиль в жанре бидзин-га. Широко известны такие его картины, как «Красавица перед зеркалом», «После купания» и др. из серии «12 часов в чайных домах».
Дальнейшее влияние на развитие укие-э оказала целая династия художников Утагава: У. Тоехару, У. Тоекуни, У. Кунисада («Избранные актеры с видами S3 станций Токайдо») и др.
Новый расцвет укие-э в XIX в. связан с жизнью и деятельностью такого видного японского художника, как Кацусика Хо-кусая (1760—1849/1870). Широкую известность получили его серии «36 видов горы Фудзи», «Новые мосты в различных провинциях» и др.
Традиции Хокусая продолжил и обогатил Андо Хиросиге (1787—1858), запечатлевший в своих пейзажах неповторимый ко-лорит Японии («53 станции Токайдо»).
Благодаря дзэн в Японии распространяется «чайная церемония» (тяно-ю), превращенная дзэнским монахом Сэн-но Рикю в XVI в. в некий метод постижения и достижения мировой гармонии. Развитие чайной церемонии повлекло дальнейшее развитие таких своеобразных видов искусства, как аранжировка цветов (икэбана), садовое искусство, монохромная живопись, дизайн (особенно чайных домиков) и т.д.
Filed under:Возрождение как этап развития культуры от Культурология