Восток в Новое время. Культура Японии

Ноябрь 18, 2009

Очень схожий путь развития прошло и японское изобразительное искусство Нового времени. Основные тенденции, проявившиеся в эту эпоху, были сродни тем процессам, которые проходили в других направлениях национальной культуры. С одной стороны, наметилась тенденция снижения высоких форм искусства, которое становилось все более броским, ярким, менее изящным и утонченным. С другой стороны, это искусство становилось более демократичным, доступным самым широким слоям населения. Повышенный спрос на произведения изобразительно искусства был вызван развитием и других сторон японской культуры: книгопечатания, архитектуры и театра. Все это способствовало появлению новых жанров и новых форм. Аристократическое искусство, подражавшее китайским эталонам, не становилось менее востребованным, напротив, многие самураи старались украсить свои замки и дома изящной росписью, вместе с тем и они в погоне за роскошью стремились к расширению сюжетов росписей для своих домов. Каждый из владельцев подобных домов стремился превзойти своего соседа в богатстве и исключительности убранства своего дома. В XVIII в. потребовалось даже вводить ограничения на «роскошь». Особые правила ограничивали размеры новых домов, их убранство, даже количество лошадей, участвовавших в сопровождении богатых самураев. Власти, насаждавшие конфуцианские каноны, требовали от самураев и от художников следования жестким канонам.

От самураев не отставали купцы и богатые ремесленники, чьи художественные вкусы требовали еще большего разнообразия. Их вкусы, воспитанные в отсутствии жестких регламентирующих канонов дзенского или конфуцианского искусства, отвергали религиозную сдержанность и отрешенность от мирских забот. Их, напротив, интересовало все мирское в малейших его проявлениях. Им хотелось в большей степени почувствовать праздник жизни.

Кипение жизни, кипение страстей находили свое отражение в изображении повседневной жизни. То, что для нас кажется естественным и общедоступным, требовало в тот период от японского художника настоящего мужества при изображении мира повседневности. Демократизм и обращение к народной культуре в Новое время вызвало к жизни появление в живописи нового направления, получившего название нанга, которое отстаивало право художника на свободу творчества, что вылилось в таких принципах, как саморадость творчества, правила без правил и игра тушью.

Расцвет нанга приходится на вторую половину XVIII в. -начало XIX в. и связан с именами Икэно Тайга (1723—1776), Ура-гами Гекудо (1745—1820) и Еса Бусоном (1716—1783).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Возрождение как этап развития культуры от Культурология

Comments are closed.