Современная культура глобализирующегося мира

Ноябрь 22, 2009

Начало сближения двух культур было положено Западом, деятельным и активным в своем прагматическом стремлении к расширению сфер экономического влияния, господству и власти. Запад оказался культурой, пропагандирующей собственное превосходство. Однако встреча двух миров не завершается односторонним влиянием более инициативной культуры. Процесс этот всегда обоюден, и влияние Востока на западную культуру не менее, если не более значительно.

Восток всегда казался сказочным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам носил характер модного увлечения. Фарфор и ткани, ширмы и веера, наряды и пряности, китайские дворцы и японские сады — все это олицетворяло негу и роскошь о создавало фантастичное впечатление о восточном мире.

Великие географические открытия сделали Восток чуть ближе, и интерес к миру таинственного и причудливого сменяется интересом другого рода. Запад обретает в лице Востока своего антипода, яркую противоположность. Уже в XVIII в. в Европу начинают проникать восточные идеи — религиозные, философские, художественные.

Постепенно ко второй половине XX в. европейская культура перестает (правда, не до конца) осознавать себя центром, осью, вокруг которой вращаются другие культурные миры, которые обязаны следовать в своем развитии европейской традиции. Культура становится ризоматической, основными чертами которой являются множественность и союз-диалог с другими, а не противопоставленности им.

Взаимное культурное влияние отражается в синтезе философских идей, повседневной культуре, но особенно в искусстве, то есть той сфере, которая способна легко совмещать опыты разных культур. Так, уже в творчестве импрессионистов было заметно влияние японского искусства (Ван Гог). Представители театра абсурда (А. Арто) считали необходимым привнесение восточных черт в западный театр, целиком подчиненный диктатуре слова и текста в их очевидном смысле. Западный рационализм уже не столь категорично противопоставляется восточному восприятию мира. Здесь, скорее, действует принцип дополнительности западной науки восточной мистикой. В литературе высказывается мысль о создании произведений, для которых нет границ между Западом и Востоком, так как обе культуры перестают быть экзотичными для писателей, их представляющих.

Ход истории показывает, что можно говорить не только о противостоянии Востока и Запада, но и о взаимопроникновении культур, которое не останавливалось ни в одну из эпох и продолжается до сегодняшних дней. Карл Юнг, сторонник культурного диалога, считал, что именно на Востоке необходимо искать истоки современной западноевропейской культуры. И современная культура должна синтезировать высшие достижения Востока и Запада и способствовать обретению человеком самого себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .