Современная культура глобализирующегося мира

Ноябрь 22, 2009

В прямой зависимости от бурного технического прогресса находятся возрастающие, столь же стремительно, экологические проблемы. Хищническое использование природных ресурсов с неизбежностью ведет к их уничтожению. Техногенное влияние человека сказывается на всем природном мире: многие тысячи видов растительного и животного мира исчезли с лица земли благодаря «прогрессивной» деятельности человека, многие виды находятся на грани вымирания.

Нарушение природного баланса оказывает отрицательное воздействие и на самого человека, приводя к появлению новых видов заболеваний, загазованности атмосферы, природных катаклизмов и т.д. Все это поставило на грань уничтожения пространство культуры и самого человека. Мир «раскололся» на два противоположных лагеря: сторонников и противников технической революции и технического прогресса. Их в XX в. условно назвали «сциентисты» и «антисциентисты». В основе сциентизма лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности, когда наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством — и экономические, и политические, и социальные, и даже нравственные. То есть науке подвластно все.

Однако это не так. И как реакция на преувеличение роли науки появляется движение «антисциентизма», для которого характерна обратная тенденция — принижение значения научного знания. Антисциентисты обвиняют науку в том, что именно она вызвала всевозможные кризисы современного мира: экономический, политический, социальный, национальный.

Представители этих двух направлений настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам и явлениям, что не могут найти общий язык, впадая в крайности. Действительно, техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, что последняя является объектом человеческой деятельности и, увы, объектом неограниченной эксплуатации. Техногенной цивилизации присуще представление о неисчерпаемости запасов природного мира. Однако понимание глубины современных кризисов положило конец такому представлению. В результате в конце XX в. складывается идейное и научно-теоретическое движение, поставившее проблему создания нового экологического мышления и экологической культуры. Человек столкнулся с такими проблемами, от решения которых зависит судьба всей земной цивилизации. Поэтому и названы такие проблемы «глобальными».

В тесной связи с вышеизложенным находится проблема нахождения и обоснования правильного пути дальнейшего развития человечества. На сегодняшний день поиски представлены двумя конкурирующими подходами: один основан на концепции монолинейного пути прогресса, другой исходит из необходимости полилинейного развития локальных культур или цивилизаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .