Современная культура глобализирующегося мира

Ноябрь 22, 2009

Переход к модели информации позволяет многим исследователям считать современное общество информационным. Концепция информационного общества (Е. Масуда) определяет его как постиндустриальное и новый этап развития цивилизации, в котором главным продуктом производства является информация. Отличительными признаками такого общества являются увеличение роли информации в жизни общества, возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг и создание глобального иформационного пространства.

Однако оборотной стороной такого стремительного прогресса является появление еще одной глобальной проблемы -«информационный шум». Общее количество информации растет в геометрической прогрессии, и индивид уже не в состоянии переработать всю «созданную» человечеством информацию. Зачастую нужная информация тонет в общем информационном потоке, который и получил название «информационного шума», поскольку мешает доступу к необходимой информации.

Отличительной чертой современной культурной ситуации является ее прагматичность, когда абсолютно все, что планируется, делается и даже мечтается, должно приносить реальные, осязаемые доходы. Такая тенденция захватывает почти все стороны жизни современного человека. Все сегодня измеряется расчетом, пользой, выгодой. Последствия такого прагматического подхода больше всего проявляются в сфере межличностных отношений, в основе которых лежат уже не нравственные ценности, а реальная польза (или, наоборот, потеря), которую можно получить от отношений с тем или другим человеком. В современном мире нет места простым человеческим эмоциям, здесь «правит бал», расчет и корысть, а потому веками создаваемые и культивируемые ценности оказываются под угрозой уничтожения, а человек теряет себя ощущая свою никчемность и ненужность. Ибо видят в нем только специалиста, но отнюдь не личность, обладающую человеческими качествами.

Следствием прагматического отношения к окружающей действительности можно считать еще одну характерную черту современности — примат экономики и производства над общечеловеческими ценностями. Современной европейской культуре свойственно видеть в экономических процессах самое существенное, что происходит в человеческом обществе. А это определяет признание абсолютной значимости техники и научно-технического прогресса. Последний признается своеобразной панацеей от всех бед и средством решения всех проблем.

Однако, признавая все достоинства технического прогресса, не стоит забывать, что техническое развитие не может быть спасением от человеческого безнравственного отношения к окружающим, не может заменить любовь, человеческое достоинство, человеческую душу. Кроме того, именно техника может стать врагом человека и таить в себе угрозу уничтожения человеческого мира. События последних десятилетий это наглядно демонстрируют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .