Современная культура глобализирующегося мира

Ноябрь 22, 2009

Идеи мультикультурализма в США стали достоянием, прежде всего, маргинальных, зачастую очень агрессивных, групп. Активисты этнических меньшинств выдвигали подчас разрушительные для общества требования, как, например, изменение механизма исключения , радикальное изменение учебных планов гуманитарных факультетов университетов и т.д. В результате слово «мультикультурализм» утратило свои созидательные идеи и превратилось в лозунг откровенных сторонников этноцентристского сепаратизма.

Именно на таком примере можно видеть, как опасно отождествлять социальные различия с различиями культурными, эт-низируя общественные конфликты.

В прошлом господствующей тенденцией была полилинейность. История складывалась из цикла эволюции слабо связанных друг с другом культур или цивилизаций (как на то указывают теории Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби). Пригодны ли эти принципы для описания настоящего и будущего современных культур? На сегодняшний день можно говорить о существовании единого поля взаимоотношений между разными цивилизациями в экономическом, политическом, информационном плане. Эти связи образуют хотя и противоречивый, но все-таки единый человеческий мир. Исторические судьбы культур уже невозможно рассматривать в отрыве от общего хода истории человечества. Включение отдельных культур в единый мировой процесс дает возможность осваивать и претворять, модифицируя по-своему, достижения других культур и обогащать мировую культуру своими достижениями.

В современном мире отчетливо просматривается тенденция синтеза полилинейности с монолинейным развитием, что находит отражение в общих закономерностях эволюции самоорганизующихся систем, открытых синергетикой.

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается процессом, получившим название глобализации, которая представляет собой формирование целостной системы общественной жизни в масштабах всего земного шара, образование единого, охватывающего весь мир социального организма. К настоящему времени человечество начинает отчетливо осознавать, что проблемы дальнейшего развития цивилизации приобретают все более выраженный планетарный характер. А значит, и решить эти проблемы в одиночку не под силу ни одному государству, каким бы могучим оно не казалось. Решение возможно только на основе конструктивного международного сотрудничества.

В научном обиходе проблематика глобализации появилась относительно недавно. И если в экономическом плане она уже проявила себя достаточно отчетливо и потому активно изучается, то ее социокультурные аспекты еще не успели проявиться столь определенно. Нет даже единого мнения о том, что означает сам термин «глобализация», хотя обсуждение проблем глобализации в мировом научном сообществе получило большой размах. В России даже был создан Институт проблем глобализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .