Современная культура глобализирующегося мира

Ноябрь 22, 2009

Проблему монолинейности затрагивали эволюционисты, признавая существование единых для всего человечества законов развития. Полилинейное развитие просматривается в циклической концепции, когда каждая культура (цивилизация) представляет собой уникальное явление и сравнивать культуры между собой не представляется возможный. Первый подход основан на идее единства человечества и идее «светлого будущего» для всех народов. Однако «прямолинейное» выстраивание культур по степени их развитости и выделение лидера, на которого необходимо равняться остальным, неизбежно приводит к идее превосходства одного народа над остальными и к принятию именно его культуры за образец, приближение к которому определяет степень развитости всех остальных культур. Не это ли наблюдается в современном мире в отношении европейской и американской культур?

Достоинством второго подхода является идея самоценности культур и их своеобразия. На Западе сторонников такого пути называют мультикулыпуралистами. Они провозглашают идеи равнозначности всех культур, моральные и социальные устои которых заслуживают одинакового уважения. Мультикультурализм — разнородное явление, структура и соотношение компонентов которого определяются позицией государства, конкретным состоянием этнической среды, межэтнических отношений, правовых и политических притязаний этнических групп, коммуникационных стратегий, избираемых ими в отношениях между собой и институтами национальных государств.

Наиболее наглядно мультикультурализм проявился в государствах, созданных на иммигрантских основах, таких как Австралия, США, Канада. Мультикультуралистские тенденции набирают силу в странах Европы (особенно во Франции и Германии). Отдельные элементы данного конструкта можно встретить и в России.

По большому счету, мультикультурализм возник как «политика для иммигрантов» 6 и на уровне обыденного сознания трактуется так и поныне. Однако это слишком узкое понимание. В рамках политической науки мультикультурализм — это, прежде всего, идеология, провозглашающая примат культурного разнообразия над этнокультурной гомогенностью, когда идеалы нации-государства подвергаются сомнению. Как политический проект мультикультурализм родился из осознания непродуктивности ассимиляторских усилий со стороны государства. Сегодня на общество смотрят не как на культурное единство, а как на совокупность равноправных этнокультурных и этноконфессиональ-ных сообществ. Задачи же внутренней стабилизации таких обществ решаются посредством выработки интеграционных идеологий-моделей и политики, определяющей основные правила и нормы сравнительно бесконфликтного сосуществования в границах единого государства различных этнических и культурных образований. При этом высшими ценностями считаются целостность государства и социальная интегрированность общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .