Современная культура глобализирующегося мира

Ноябрь 22, 2009

Мультикультурное общество — это не ансамбль фольклорных объединений, не экзотическая любовь к «чужому». Мультикультурализм — это, прежде всего, практическая толерантность, компетентность в культурном и ином достоянии живущих рядом людей». Мультикультурализм представляет собой опыт и технологию реализации структурно-организационной деятельности государства, которая направлена на интеграцию и внутреннюю стабильность поликультурных и полиэтничных обществ. Здесь высвечивается принцип универсализма, направленный на поиск того, что может объединять, а не на констатацию различий.

В идеале мультикультурализм представляет собой поиск для демократической политики этнокультурного разнообразия, провозглашая идею примиряющего уважения к многообразию культур и продвигая универсальные ценности и нормы. В таком сочетании кроется определенное противоречие, что становится предметом особого обсуждения.

Мультикультурализм базируется на культурном и историческом понимании общества, где суверенны меньшинства, а не личности. А потому существует опасность, что мультикультурализм и его теоретическое обоснование, языковое выражение может содействовать культурному релятивизму, когда не существует объективных стандартов, по которым можно судить о развитии культур и цивилизаций. Мультикультуралисты, отстаивая суверенитет и уникальность каждой нации, культуры, этноса, в то же время желают объединить их на основе определенных стандартов о правах человека, что не может не привести к определенным противоречиям. Поэтому даже в теории мультикультурализм является своего рода компромиссным соглашением между государством, представляющим культуру доминирующего этноса (нации), меньшинствами, при соблюдении последними определенных условий, и в первую очередь признания национально-государственного устройства страны.

Однако и здесь существуют «подводные камни»: чрезмерное акцентирование самобмтности культур затушевывает черты общности между ними. Культуры начинают изображаться как самодостаточные системы, между которыми не может быть ни согласия, ни взаимопонимания. Это приводит к появлению неприязни ко всему «чужому», порождает враждебное отношение к другим культурам и их носителям.

Как правило, на практике мультикультуралист фокусирует свое внимание на существующем разнообразии среди групп и их отличии друг от друга, при этом наделяя каждую группу равными правами. Однако, возможно, будет более правильным оставить в стороне различия и начать поиск того, что объединяет (или может объединить) группы. В противном случае принципы мульти-культурализма могут привести к культурному изоляционизму по причине отсутствия единых стандартов, на основе которых суверенные народы могли бы найти общий язык для взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .