Древний Китай
Следующий принцип, который пытался объяснить Бодхидхарма императору, касался понятия пустоты (санскр. шуньята, кит. у). «Истинное знание (мудрость)» нельзя передать словами, его можно только почувствовать, поэтому на вопрос императора: «Кто же стоит перед ним?» — тот ответил, что «не знает». Имя (слово) не отражает истины, оно лишь некоторая условность, уловка.
Позднее Бодхидхарма суммировал свое учение в следующем четверостишии:
Быть вне зрения и за пределами традиции,
Не опираться ни на слова, ни на символы.
Указывать прямо в ум человека.
Увидеть собственную природу и достичь просветления.
Хотя, может быть, принципы чань (дзэн) и были непонятны простому народу, тем не менее они нашли отклик в среде художников, поэтов, музыкантов и т.д., оказывая наряду с даосизмом огромное влияние во всех областях, где необходимо было применение творческих способностей.
Было бы упрощением полагать, что влияние даосизма и буддизма (особенно чань-буддизма) на литературу и искусство проявилось лишь в тематике сюжетов, хотя на первых порах
влияние буддизма ограничивалось именно этим. Но с развитием даосизма и чань-буддизма влияние на искусство сказывалось, прежде всего, в стремлении показать единство человека и природы. Этот принцип является характерным признаком чаньского и даосского искусства, так разительно отличающихся от искусства конфуцианского или средневекового искусства Западной Европы, где космос социальный противостоит космосу природному.
Периоды Тан и Сун (618-1279) ознаменовались подлинным расцветом культуры Китая. «На протяжении VII—XIII вв. живопись заняла центральное место в ряду других видов изобразительного искусства, поднялась до выражения глубоких мыслей и чувств. В ней наиболее полно выявились характерные для средневековья поиски обобщения закономерностей вселенной, духовного единения человека с миром. Она донесла до наших дней в совершенных и отточенных образах сформировавшиеся на протяжении веков идеалы гармонии, нравственности и красоты, нашедшие наиболее яркое воплощение в поэтических образах природы»5 .
Бытовой портретный жанр женъ-у (люди и предметы) в эпоху Тан все больше вытесняется жанрами, где главный темой является природа. Речь идет, прежде всего, о таких жанрах, как цветы-птицы, растения и насекомые и, наконец, собственно пейзажной живописи шань-шуй, или горы-воды. Этот жанр стал своеобразным венцом творений средневековых китайских мастеров.
Filed under:Динамика культурного развития от Культурология