Древний Китай

Ноябрь 8, 2009

Следующий принцип, который пытался объяснить Бодхидхарма императору, касался понятия пустоты (санскр. шуньята, кит. у). «Истинное знание (мудрость)» нельзя передать словами, его можно только почувствовать, поэтому на вопрос императора: «Кто же стоит перед ним?» — тот ответил, что «не знает». Имя (слово) не отражает истины, оно лишь некоторая условность, уловка.

Позднее Бодхидхарма суммировал свое учение в следующем четверостишии:

Быть вне зрения и за пределами традиции,

Не опираться ни на слова, ни на символы.

Указывать прямо в ум человека.

Увидеть собственную природу и достичь просветления.

Хотя, может быть, принципы чань (дзэн) и были непонятны простому народу, тем не менее они нашли отклик в среде художников, поэтов, музыкантов и т.д., оказывая наряду с даосизмом огромное влияние во всех областях, где необходимо было применение творческих способностей.

Было бы упрощением полагать, что влияние даосизма и буддизма (особенно чань-буддизма) на литературу и искусство проявилось лишь в тематике сюжетов, хотя на первых порах

влияние буддизма ограничивалось именно этим. Но с развитием даосизма и чань-буддизма влияние на искусство сказывалось, прежде всего, в стремлении показать единство человека и природы. Этот принцип является характерным признаком чаньского и даосского искусства, так разительно отличающихся от искусства конфуцианского или средневекового искусства Западной Европы, где космос социальный противостоит космосу природному.

Периоды Тан и Сун (618-1279) ознаменовались подлинным расцветом культуры Китая. «На протяжении VII—XIII вв. живопись заняла центральное место в ряду других видов изобразительного искусства, поднялась до выражения глубоких мыслей и чувств. В ней наиболее полно выявились характерные для средневековья поиски обобщения закономерностей вселенной, духовного единения человека с миром. Она донесла до наших дней в совершенных и отточенных образах сформировавшиеся на протяжении веков идеалы гармонии, нравственности и красоты, нашедшие наиболее яркое воплощение в поэтических образах природы»5 .

Бытовой портретный жанр женъ-у (люди и предметы) в эпоху Тан все больше вытесняется жанрами, где главный темой является природа. Речь идет, прежде всего, о таких жанрах, как цветы-птицы, растения и насекомые и, наконец, собственно пейзажной живописи шань-шуй, или горы-воды. Этот жанр стал своеобразным венцом творений средневековых китайских мастеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Динамика культурного развития от Культурология

Comments are closed.