Древний Китай

Ноябрь 8, 2009

Идеалом для Лао-цзы и Чжуан-цзы является мудрец, постигший дао, отказавшийся от формального знания, такого знания, которое может быть выражено словами: «Не выходя со двора, можно познать мир, не выглядывая из окна, можно увидеть путь неба. Поэтому мудрец не ходит — а знает, не показывается -а обретает славу, не действует — а достигает совершенства» (Дао дэ цзин, гл. 47).

Особое внимание в даосизме уделялось специально психологической подготовке, или психотехнике, ряд элементов которой были идентичны индийской йоге.

Современником основателя даосизма Лао-цзы был другой великий философ и гуманист древности — Кун-цзы, или Конфуций (551-479 до н.э.). Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Конфуций рано потерял родителей и вынужден был сам зарабатывать на жизнь. Он перепробовал различные профессии, прежде чем он занялся преподавательской деятельностью. У него было 72 ученика, которых он обучал смыслу жизни. Суть его учения изложена в книге «Лунь-юй»«Беседы и суждения», составленной из изречений Конфуция и его учеников. Все эти поучения великого учителя были записаны учениками уже после его смерти, но Лунь-юй составляет лишь часть канонической литературы конфуцианства - «Сы-Шу» «Четверокнижие», которое, в свою очередь, входит в тринадцатикнижие («Шисань цзин»), составленное как из древних произведений, возникших еще до конфуцианства и даосизма (так называемое «У-цзин» -----«Пятикнижие»), так и из произведений, написанных во время Конфуция или даже позднее.

Основу учения Конфуция составляло учение о нравственности. Нравственность, согласно Конфуцию, понималась как следование заветам предков. Традиционная патриархальная иерархия (старший : младший; отец : сын; мужчина : женщина) объявлялась идеальной не только для семьи, но и для устройства государства.

Если, по заветам Лао-цзы, идеалом являлось спонтанное действие, не направленное на конечный результат (действие ради действия: главное следовать Дао), то, согласно принципам конфуцианства, эталоном выступал ученый мудрец-книжник (даосы отвергали книжную ученость), следующий традициям предков (ритуалам -ли).

Но Конфуций не был консерватором, стоящим на страже старых порядков, оправдывающих права и привилегии своего сословия, каким его часто старались представить в старых учебниках. Будучи традиционалистом по форме, по сути Конфуций выступал новатором, отстаивающим интересы нового сословия -чиновничества.

Хотя именно конфуцианство стало основой государственной идеологии китайцев, все же оно не оказало столь сильного влияния на развитие культуры, как даосизм или третье учение, проникшее в Китай из Индии, — буддизм, а точнее одно из направлений буддизма — чань-буддизм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Динамика культурного развития от Культурология

Comments are closed.