Древний Китай

Ноябрь 8, 2009

С тех пор, якобы, принцип невербальной (бессловесной) передачи знания стал одним из главных принципов некоторых буддийских школ, в том числе и чань-буддизма (дзэн). Но принцип этот был близок и понятен многим китайцам еще задолго до появления в Китае Бодхидхармы (кит. Пути-Дамо; япон. Бодай-Дарума). Стоит лишь вспомнить поучения Лао-цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает» или высказывание Чжуань-цзы: «Где мне встретить человека, забывшего про слова, чтобы поговорить с ним». Но не следует полагать, что все в Китае понимали этот принцип, ведь, как правило, предпочтение отдавалось более доступным в понимании конфуцианству и традиционному буддизму, строившимся на принципах конвенционализма и отдающим предпочтение чисто формально стороне учения. Очень хорошо это демонстрирует следующий диалог, происшедший у Бодхидхармы с лянским императором У-ди, который спросил у вновь прибывшего наставника: «Со времен начала моего правления я построил так много храмов, переписал много священных книг и оказал помощь очень многим монахам: является ли это, по вашему мнению, какой-либо заслугой?»

—     Здесь нет никакой заслуги, Ваше Величество, — сухо ответил Бодхидхарма.

—     Почему? — изумился император.

—     Все это мелочи, — начал Бодхидхарма свое важное объяснение, — которые приведут к тому, что человек, совершивший все это, либо попадет в рай, либо снова родится здесь на земле. В них все еще есть следы мирского. Их можно сравнить с тенью, хотя и кажется, что они действительно существуют, на самом деле — это иллюзорные признаки. Что же касается действительно похвального поступка, то он отличается чистой мудростью, совершенностью, причем его истинная природа недоступна человеческому пониманию. В связи с этим, никакое мирское достижение не мо жет считаться похвальным.

Выслушав это, император У снова спросил Бодхидхарму:

—     Какой же основной принцип этой священной доктрины?

—     Беспредельная пустота и ничего такого, что могло бы быть названо священным, Ваше Величество, — ответил Бодхидхарма.

—     Кто же в таком случае сейчас стоит передо мною?

—     Я не знаю, Ваше Величество».

В приведенном диалоге можно обнаружить несколько принципов, ставших общими как для чань-буддизма, так и для даосизма. Прежде всего Бодхидхарма объяснил императору принцип не-деяния: ожидание награды или благодарности за свои добрые или благие дела уничтожает сам принцип «доброты» или «благочестия». Ожидать награды за добрые дела — значит совершать «делание», действовать ради самого действия (доброго или благого) — значит культивировать «неделание» (у-вей).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Динамика культурного развития от Культурология

Comments are closed.