Древний Китай

Ноябрь 8, 2009

Конечно, Хуан-ди, Фу-си и многие другие культурные герои китайской старины — скорее всего, лишь вымышленные персонажи, и вряд ли все эти изобретения можно приписать какому-то реальному человеку. Следует также не забывать, что китайская культура формировалась на основе культур многочисленных племен, живших в долинах рек Хуанхэ и Янцзы, а также в результате влияния различных племен и народов, постоянно вторгавшихся на территорию Китая на протяжении всей его истории (сюнну, монголов, чжурдженей, маньчжуров). Последним своеобразным ключевым моментом формирования китайской культуры была середина XVII в., когда после завоевания Китая маньчжурами и создания маньчжурской династии Цин, правившей в Китае с 1644 по 1911 г., культура ханьцев (китайцев) претерпела серьезные изменения.

Хотя собственно китайская этническая общность сложилась лишь в III в. до н.э., основной идеологический комплекс (религиозная система, натурфилософия), общий для ряда китайских племен, оформился, вероятно, уже к VII-VI вв. до н.э.

Позднее традиционная китайская натурфилософия легла в основу такой философской и религиозной системы, как даосизм. По представлениям древних натурфилософов и даосов, мир подчиняется определенному всеобщему закону, названному Дао, определяемое древними апофатически («не то и не это»). Истинное Дао невыразимо, но оно родоначальник всего сущего. Бесформенное Дао проявляется в мире форм, то есть предметов, живых существ, через взаимодействие двух энергий: ян и

инь, которые типологически определяют два основных противоположных типа феноменов: мужское и женское; светлое и темное; день и ночь; хорошее и плохое; старший и младший и т.д. Но это не антагонизм добра и зла в европейском понимании, это два взаимодополняющих явления, когда одно невозможно без другого. В древнекитайском даосском трактате «Дао де цзин», приписываемом основателю даосизма Лао-цзы, говорится: «Когда все в поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло, поэтому бытие и небытие порождают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое устремлены друг к другу» (Дао де цзин, § 2).

Мир гармоничен, когда в гармонии находятся ян и инь, но стоит начать превалировать одной из энергий, как в мире начинается хаос.

Другим важным признаком китайской натурфилософии является концепция «У-син»«пять стихий», которую условно можно назвать учением о пяти первоэлементах: дереве, огне, земле, металле и воде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Динамика культурного развития от Культурология

Comments are closed.