Древний Китай

Ноябрь 8, 2009

Стихии находятся во взаимодействии: дерево дает жизнь огню, после огня остается зола — земля, в земле происходит зарождение металлов, под действием огня металл приобретает жидкое состояние (аналог воды), вода питает дерево. Стихии находятся в антагонизме друг к другу: вода заливает огонь, огонь сжигает дерево, дерево разрушает землю, металл рушит дерево, огонь плавит металл, земля засыпает воду.

Огромную роль в жизни простых китайцев занимали различные виды мантики — гадательной практики, но наибольшую популярность получило гадание с помощью 8 триграмм — ба-гуа, изобретение которых, как уже говорилось, приписывают Фу-си. Эти 8 триграмм легли в основу 64 гексаграмм. Интерпретация гексаграмм содержится в древнейшем трактате «Ицзин» — «Книге перемен». Каждая из триграмм состоит из трех линий, каждая из линий может быть цельной или прерванной. Триграммы соотносятся с определенными сторонами света, животными, частями человеческого тела, различными событиями и т.д.

Возникнув под влиянием древней натурфилософии, даосизм постепенно стал самостоятельным философским учением. Как уже отмечалось, основателем даосизма, согласно традиции, считают Лао-цзы, жившего в конце VII — начале VI в. до н.э. Он был современником другого великого китайского философа Конфуция. Древнекитайский историк Сыма Цян (I-II вв. до н.э.) в своих «Исторических записках» сообщает нам, что Лао-цзы был родом из царства Чу. Его настоящее имя — Ли Эр, а прозвище Дань. Ему и приписывают авторство одного из первых даосских

трактатов «Дао де цзин»«Книги о Дао и Де». Однако на основании изучения языка трактата и его стиля ученые полагают, что этот трактат был написан приблизительно в III в. до н.э. Другим известным основоположником даосизма был Чжуан-цзы, живший во второй половине IV — начале III в. до н.э. Родом он был из царства Сун, находившегося на территории современной провинции Хэнань. Ему и приписывают одноименный трактат «Чжуан-цзы». Если «Дао де цзин» представляет собой сугубо философский трактат, где излагаются основные положения даосизма, и порой в весьма категоричной манере, то трактат «Чжуан-цзы» составлен главным образом из различных притч, легенд, преданий, призванных в иносказательной форме проиллюстрировать основные положения даосизма. В отличие от Лао-цзы, Чжуан-цзы не поучает, не категоризирует, он лишь иллюстрирует, помня известное высказывание Лао-цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Динамика культурного развития от Культурология

Comments are closed.