Древний Китай

Ноябрь 8, 2009

В Китай буддизм проник еще в I в. до н.э., однако достоверные сведения о начале распространения буддизма в этой стране относятся лишь к середине I в. н.э. Как сообщают хроники, при лянском императоре У-ди (25-26) «в окрестностях столицы имелось более 500 буддийских храмов, сиявших великолепием и красотой; имелось более ста тысяч монахов и монахинь, обладавших огромным имуществом».

Если не считать активного противодействия конфуцианцев, выступавших, впрочем, против всего нового и чужеземного, китайцы довольно-таки радушно встретили буддизм. И неудивительно, простые китайцы в новом учении могли найти то, что так не доставало им в конфуцианстве и даосизме, — учение о загробной жизни и воздаянии за грехи, то есть учение об аде и рае. Китайские мужи, в свою очередь, обнаружили в буддизме достаточно развитую философскую систему, схожую по многим вопросам с даосизмом.

Особенно много общего между даосизмом и буддизмом обнаружилось в методах достижения освобождения от круговорота бытия (санскр. сансара) и иллюзорности мира (санскр. майя) с помощью различных медитативных техник (санскр. дхьяна). Как бы ни называлась та конечная реальность - Будда или Дао, к которой стремились буддисты или даосы, методы достижения, стратегия и тактика поиска во многих пунктах совпадали у буддистов и даосов. В результате обе конфессии начинали активное взаимопроникновение и взаимодействие, стараясь вобрать в себя самое лучшее и полезное. Такое взаимодействие пошло на пользу как буддизму, так и даосизму и привело, по сути, к возникновению в рамках буддизма нового направления, получившего название чань-буддизм (от санскр. дхьяна — медитация, созерцание).

В официальной буддологии история чань-буддизма (япон. дзэн-буддизм) начинается с прибытием в Китай около 520 г. н.э. индийского проповедника Бодхидхармы. Имеется ряд источников, указывающих на более ранний приход Бодхидхармы в Китай еще при династии Сун (420-479). Бодхидхарму почитают как первого патриарха чань-буддизма и как 28-го общебуддийского патриарха, начиная от Шакьямуни.

Основную цель своего приезда в Китай он якобы выразил в следующем стихотворении {гатхе):

Первоначальной целью моего прихода в эту страну

Было передать закон (дхарму) во имя спасения страждующих:

Распустился цветок с пятью лепестками,

а плод его сам собой созреет   .

Трудно сказать, о каком цветке говорил Бодхидхарма. Может быть, речь идет о цветке, который получил от Будды один из его учеников Махакашьяпа. По преданию, Будда Шакьямуни, не полагаясь на суть слов, с помощью цветка пытался передать истину буддизма своим ученикам. Но никто не понял его; и лишь Махакашьяпа принял цветок от своего учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Filed under:
Динамика культурного развития от Культурология

Comments are closed.