Древний Китай
Огромная роль в развитии пейзажной живописи в танскую эпоху принадлежит поэту и живописцу Ван Вею (699-759), являвшемуся к тому же и чаньским монахом. Ван Вей прославился и как замечательный поэт, и как утонченный художник-новатор. У Ван Вея пейзаж впервые становится безлюдным. «Природа -его единственный объект изображения. Она обретает художественную самоценность» 6. Отказывается Ван Вей и от многоцветной палитры, переходя к живописи монохромной. Многоцветие и разнообразие мира передается этим талантливым художником лишь размывами черной туши. Принадлежит перу Ван Вея и специальный трактат «Тайны живописи». Очень интересно, что
трактат этот он начинает следующими словами: «Среди путей живописца тушь простая превыше всего. Она раскроет природу природы, закончит деяния творца». Стараясь на словах передать неуловимые и невыразимые принципы чаньской и даосской эстетики, он пишет: «Когда рука пришла к кистям и туши, бывает, что она блуждает в забытьи... А годы, луны вдаль идут и в вечность — и кисть пойдет искать неуловимых тайн. Таинственное-прекрасное прозреть — не в многословии секрет; но тот, учиться кто умеет, пусть все ж идет за правилом-законом» . В VIII в. в Китае сложилось два стилистических направления в монохромной живописи: стиль сэй (выражение идеи) и стиль гунби (прилежная кисть). Если первый стиль стремился к передаче общего настроения — впечатления от созерцания объекта, то характерной чертой второго стиля было стремление к конкретизации с помощью контурных линий и штрихов. Поясняя принцип сей, Ван Вей пишет: «Далекие фигуры все без ртов, далекие деревья без ветвей. Далекие вершины без камней: они, как брови, тонки — неясны. Далекие течения без волны: они — в высотах с тучами равны. Такое в этом откровение!»
Вероятно, нет нужды указывать, что именно эти принципы китайской эстетики оказали влияние на формирование такого направления в западноевропейском искусстве, как импрессионизм.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что большинство принципов китайской эстетики были разработаны Ван Веем и еще более ранним художником и теоретиком искусства Сэ Хэ, который в тракте «Категории старинной живописи» разработал шесть принципов китайской живописи:
1) выражение сущности явлений жизни;
2) искусство письма кистью;
3) соответствие формы реальным вещам;
4) применение красок в соответствии с характером предмета;
5) соответственное расположение вещей;
6) копирование лучших образцов прошлого.
Среди других известных теоретиков китайского искусства можно назвать Ли Чена («Тайна пейзажной живописи», середина X в.), Су Ши («Ночные беседы в заснеженном павильоне», XI в.),
Filed under:Динамика культурного развития от Культурология