Россия как евразийство. Часть 1

Ноябрь 20, 2009

Мы как послушные холопы, держали щит меж двух враждебных рас -Монголов и Европы.

А. Блок

С момента своего формирования, в силу геополитического положения сначала Древней Руси, а потом России, русская культура складывалась под влиянием двух культурных тенденций -восточной и западной. На культуру славянских племен — субстрата будущей культуры Руси — влияли сначала восточные племена -половцы, печенеги, татаро-монголы. Но даже позже христианизация Руси происходила с помощью восточной, а не западной ветви христианства. Поэтому даже западные культурные тенденции Россия воспринимала частично через восточную призму.

В силу этого для русского менталитета всегда была сложна самоиндентификация. Проблема отнесения России к одному из типов культур (западной или восточной) была выдвинута еще П.Я. Чаадаевым в XIX в. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) и западники (А.И. Герцен, К.Д. Каверин, Н.П. Огарев) тогда же вели спор о культурной матрице России. И это был не просто теоретический, культурологический спор. Это была попытка осмысления дальнейшего пути развития России. По сути, эта проблема до сих пор остается в стадии осмысления. Вы можете смотреть самые интересные новости культуры в интернете.

Промежуточное, а в определенные времена — буферное положение России между Европой и Азией, естественно, нашло отражение в нашей культуре. Отнесение себя к одному из типов культур во многом зависит*от географической и геополитической точек отсчета. Для Ирана — Россия — Запад, для Германии — без сомнения, Восток. Позиционирование нами самих себя как Запада еще не говорит о нашей принадлежности к Западу. На территории России с незапамятных времен проживает большое количество национальностей, причем часть из них — восточного происхождения: татары, калмыки, буряты, казахи, чеченцы и т.д. Такой этнический, а соответственно, впоследствии и культурный коктейль не мог не дать хорошую питательную почву для рождения новых матриц. А промежуточное положение России, в свою очередь, послужило питательной почвой для инноваций, поскольку только синтез различных культур рождает новые шедевры.

Известный российский историк Л.Н. Гумилев в своих трудах по истории Руси пытался доказать евразийскую основу русской культуры. С ним не соглашался Д.С. Лихачев, который утверждал, что даже в древности Русь обладала «особой сопротивляемостью» к культурам Азии и складывалась на основе диалога с Европой»   . Давайте посмотрим, кто из них ближе к истине.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы сайта:
Возрождение как этап развития культуры

Случайные статьи:

Comments are closed.