Структура культурологического знания

Октябрь 24, 2009

В европейской философии XIX в. можно выделить два типа знаний: знания о природе и знания о культуре. Знания о природе -естествознание, технические науки, медицина, экономика — относились собственно к науке. Они опирались на опыт и точные факты. Знания о культуре не всегда получали статус наук, их называли «гуманистикой». Знания этого типа непосредственно связаны с миром человека, который субъективен, а потому часто непредсказуем, что не способствует установлению объективных законов (как, например, в естествознании). Гуманистика оперирует не строгими понятиями и категориями, а ценностями, символами, знаками. Ее главные задачи: воздействие на духовный мир человека, побуждение к творчеству, взаимопониманию. В систему гуманитарного знания входит и культурология. А как вы думайте, легко ли сейчас купить игрушки? Мы можем посоветовать Вам купить конструктор лего по доступной цене. Лего — отличная игрушка для Ваших детей!

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно, в начале XX в. До этого времени науки о культуре имели разные названия: философия культуры, культуроведение, культурная антропология, этнология, мировая художественная культура, искусствоведение и т.д. Представитель английского эволюционизма Эдвард Тайлор в своей книге «Первобытная культура» одну из глав назвал «Наука о культуре», а немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». В 1929 г. американский социолог Р. Бейн говорил о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека.

В разные периоды познание культуры как целостности включалось в философию, социологию, историю, антропологию. Эти родственные связи культурологии сохраняются и по сей день. В исследовании культуры огромную роль играют национальные традиции разных стран. В одних странах предпочтение отдается философии культуры (Германия, Россия), в других -культурной антропологии (США), в третьих — теории культуры (Англия, Франция).

Но самая значительная роль в обосновании культурологии как науки принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (Leslie White), который видел в самостоятельной науке о культуре (культурологии) «принципиально новый способ объяснения уже известных фактов и явлений культуры». Он считал, что все компоненты культуры организованы в определенную систему и подчинены присущим этой системе специфическим принципам и закономерностям. Именно их и должна исследовать культурология. В целом, культурология изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Разделы сайта:
Знания о культуре, Основные понятия

Случайные статьи:

Comments are closed.