Регионалистика: Астраханский край. Часть 1

Ноябрь 24, 2009

Приезжали сюда представители иностранных западных государств хлопотать об открытии торговых контор, однако не всегда получали на это согласие. Так, в частности, агент английской торговой компании Антон Дженкинсон так и не убедил русского царя дать согласие на учреждение именно в Астрахани особой английской торговой конторы. Возможно, что именно в отместку Дженкинсон написал нелестный отзыв о городе (которому, кстати, и года-то не было): «Кремль обнесен деревянной и земляной стеною, и некрасивою, непрочною. Остров неплодороден, без леса и пастбищ, земля не родит хлеба. Воздух в высшей степени заражен массой рыбы, преимущественно осетровых пород, которой только и живут обитатели. Торговля ведется, но в таких малых по размерах, что не стоит и упоминать».

Для иноземных торговых людей в Астрахани строились особые дворы. Так появились в центре Белого города «гостиные дворы»: армянские, индийские, персидские — каменные, по азиатскому образцу. Затем разрешение было дано и другим купцам. Воеводе же предписывалось призывать в Астрахань иноземцев, чтобы торги множились.

Заселение Астрахани шло быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву и др. Земля Астраханская, поначалу чуждая для русского сердца, постепенно становится родной. Лучшие качества русской души: уживчивость, терпение, доброта, умение ставить общественные интересы выше личных -выступили надежным залогом закрепления русских в новом далеком крае. И в конечном итоге в Астрахани сложилась традиция доброго соседства между народами, оживилось земледелие, речной промысел и торговля, начала складываться местная духовная культура и просвещение. Русская жизнь приобрела здесь свои специфические черты, во многом обусловленные поликультурным составом региона. Возникает своеобразный быт, взаимоотношения, межнациональные связи, самобытная культура.

Местное население (татары, ногайцы) «зерен не сеют и вовсе не употребляют хлеба; смеются зато над христианами. Едят много мяса, пьют кумыс».

В 1568 г. был прислан «святой монах (игумен Кирилл), чтобы учил добру и в крещеную веру загонял, как разум достанет». По царскому повелению он приступил к постройке монастыря, который должен был служить удовлетворению религиозных нужд края. Сам Иван IV был сторонником свободного вероисповедания своих новых подданных и неоднократно указывал воеводам «не понуждать их к крещению», тем не менее успехи просветительной христианской проповеди были его серьезной заботой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Filed under:
Регионалистика, Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .