Регионалистика: Астраханский край. Часть 1

Ноябрь 24, 2009

Старая правобережная Аштархан, к границам которой вплотную подходила беспокойная степь, была непригодна для обороны. Черемисинов стал искать более надежной защиты в природных укреплениях.

При первых же известиях о военных замыслах крымского хана о захвате Астраханских земель Черемисинов пересылает татар с правого берега на другую сторону и расселяет их по буграм и островам. Для главного же поселения избирает особый бугор (Шабан-бугор, прозванный русскими Заячьим), со всех сторон имевший естественную защиту. Основанный на этом бугре город в течение трех времен года (весны, лета и осени) мог быть неприступным для нападения татар, не имевшим тогда достаточного количества лодок. Зимою же неудобства зимних походов в степных пространствах делали этот бугор одинаково защищенным. Именно здесь и появляется новый город, названный на русский лад — Астрахань.

Начало строительства относится к 1557 г., но официальная «дата» рождения Астрахани — 1558 г. Возможно, что в этом году пришло царское «благословение» для левобережного города, а вскоре к русским воеводам стали понемногу сходиться простолюдины, и били челом, чтобы государь их пожаловал «житии по старому у города Астрахани и дань давати»106. Все они были приведены в русское подданство. А немного спустя пришли все астраханские князья и мирзы, а также все духовенство и принесли присягу на верность Белому Царю. Пришли многие гости из Ше-махи , Дербента, Тюмени, Юргенча с товарами. Прибыли послы Черкасс Кабардинских, Пятигорских, Иверских земель, держащих путь через Астрахань в Москву. Все они били челом, чтобы «государь их пожаловал, велел бытии в своем имени и в холопстве у себя учинил и приказал бы астраханским воеводам беречи их от всех сторон» . Покорность Москве этих кавказских владетелей значительно расширяла границу русского господства на юго-востоке.

Население Астрахани пополнялось «бродячей Русью» с севера и особенно ногаями с востока. Доведенные до отчаяния ордынцы охотно продавали своих детей за кусок хлеба, но, по недостатку последнего, продовольствие выделялось для них воеводой не всегда. Астраханский воевода должен быть умелым дипломатом, так как покорность кочевников была неустойчива и ее необходимо было обеспечивать «шертью». А еще выяснять, что в котором государстве учиняется, проведывать всякими мерами, чтобы про всякие вести ими в Астрахани подлинно было ведомо. Посылать проведывать почасту в Казыев улус, в Калмыкию, и к казакам на Дону. О всяких вестях писать к великому государю царю».

В Астрахань стали съезжаться купцы из разных местностей. Русские привозили красные кожи, бараньи шкуры, деревянную посуду, ножи, всякие безделушки, хлеб, свинину и другие съестные припасы. Татары привозили товары, выделанные из хлопка, шерсти и шелка. Из Персии (Шемахи) везли шелковые нитки, краски, пестрые шелка для поясов, кальчуги, луки, мечи и т.п., иногда хлеб, грецкие орехи. Но все это пока в незначительных количествах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Filed under:
Регионалистика, Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .