Регионалистика: Астраханский край. Часть 1

Ноябрь 24, 2009

Первым воеводой был назначен Иван Черемисинов, который хорошо сознавал опасность в случае восстания поволжских татар и не надеялся на скорую помощь из Москвы. Править здесь по однообразному шаблону и по указкам из Москвы было немыслимо. Наказ из Москвы, конечно, давался, но и там прекрасно понимали, что следовать ему можно только по возможности. Да и сам наказ обычно избегал определенности, подчеркивая лишь главное: « чтобы жили есте бережно».

Край обособлен от Руси бескрайней степью. Летом связью служила Волга, но и эта связь была непрочна: здесь хозяйничали шайки разбойников. «Астрахань от Москвы далеко и стоит меж пограничных мусульманских государств». Оберегаясь с востока и запада от ногаев и крымцев, а с юга от иных заморских соседей, воеводе приходилось еще и зорко следить за воровскими и лихими людьми, «хотя и едиными с Москвою по вере, но враждебными началам русской государственности». При таком положении частые ссылки с Москвою были невозможны, а потому ожидать подробной инструкции для решения частных вопросов было немыслимо, между тем вопросы были самые разные, очень сложные и, главное, «неслыханные в чисто русских городах».

Русский царь знал и хорошо понимал все возникшие в покоренном крае затруднения и невозможность защиты его наличными силами. Поэтому он предоставляет местному населению ряд льгот, чтобы они не чувствовали существенной перемены в их новом положении. Он освобождает их от дани на три года и дарует полную свободу общественной и религиозной жизни. В Наказе воеводе прямо указывалось «у татар, татарских жен и девок и ребят, нагайцев лошадей в улусах никому даром имать и тайно крадывать не велеть, чтобы нагайских людей и юртовских татар, и едисанов тем не ожесточать и от государской милости не отгонять, а которые нагаи прежде сего откочевали, звать под царскую милость кочевать под Астрахань на прежние свои кочевья, и держать к ним ласку, чтобы ни от кого никаких налогов и продаж, насильства и обмана не было, чтобы нагайцев под государеву высокую руку под Астрахань призвать». Это относится к татаро-ногайскому населению, чтобы хоть на время обезопасить русских подданных, посланных на освоение нового края.

Точная дата присоединения Астрахани не устанавливается даже по грамотам Ивана Грозного. В некоторых грамотах промежуток между присоединением Казани и Астрахани — трехлетний, в некоторых — двухлетний. Во всяком случае, ни ложная покорность ногайских ханов, ни водворение на астраханский престол Дервиша-Али не могли считаться непосредственным началом полного русского владычества. Таким началом, вероятнее всего, следует считать добровольно изъявленную в 1557 г. покорность всего населения царства, присягнувшего Черемисинову в верности русскому царю. С того времени покорение нового края ежегодно праздновалось в Астрахани местными русскими людьми (а ныне всем населением города и области), и праздник этот отличался большой торжественностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Filed under:
Регионалистика, Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .