Регионалистика: Астраханский край. Часть 1

Ноябрь 24, 2009

Население поликультурного региона становится носителем различных «культур» — этнической, региональной, общероссийской. Именно в такой сложной идентичности многие исследователи видят одно из средств решения проблемы этнокультурных и межнациональных конфликтов. Принадлежность региональной культуре создает условия преодоления этнических противоречий за счет наднациональной идентичности и региональной самоидентификации людей разных национальностей.

Астраханский край сыграл особую роль в исторической жизни разноэтничных народов и государств. Великий Волжский путь связал в IX-X вв. Северную и Восточную Европу с миром мусульманского Востока.

В низовьях Волги схлестывались волны различных цивилизаций — гунны и сарматы, хазары и печенеги, половцы и татаро-монголы. Длинный Волжский путь свел хазарских, славянских, булгарских, еврейских и даже скандинавских купцов. Побережье Волги и левобережье Ахтубы (особенно в эпоху господства Золотой Орды) сплошь застраивается небольшими городками, поселками и даже отдельными замками, вокруг которых простирались невозделанные поля.

Под влиянием мусульманской религии города Орды принимают «восточный» облик — с караван-сараями, мечетями, банями и рядом — множество обыкновенных юрт. В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении столетий здесь постоянно возникали города хазар, половцев, монго-ло-татар.

Первые письменные известия об Астрахани относятся к XIII в., когда на правом берегу Волги появляется поселение Аш-тархан. Много легенд сложено об основании этого города. Да и название не единственное. Источники говорят о Хаджи-Тархани (по имени святого — «Ходжи»), Хазитархани, Цытрахани, Аджи-тархани и т.д. Располагалось это поселение в 12 км выше современного города. И сегодня на Шареном бугре можно найти обломки посуды, изразцов, золотоордынские монеты.

Аштархан считался крупным центром торговли. Сюда приезжали купцы из многих стран. Развивались здесь и собственные ремесла, были гончарные, литейные, кузнечные мастерские.

В 1395 г. поселение было разрушено среднеазиатским завоевателем Тимуром (Тамерланом). Та же участь постигла в тот год многие золотоордынские города. После его похода большинство городов так и остались лежать в развалинах посреди степей. Ни людей, ни средств на восстановление городов у Орды уже не было.

В XV в. Орда распалась на отдельные ханства: Казанское, Сибирское, Астраханское, Крымское, которые все еще представляли немалую опасность для Московии, грозя ей внезапными набегами.

Астраханское ханство представляло собой феодальное государство, население которого преимущественно занималось кочевым скотоводством. Процесс смешения кочевников Нижнего Поволжья, начавшийся в XIII в., с тех пор не останавливался.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Filed under:
Регионалистика, Современная Евразийская культура от Культурология

Comments are closed.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .