Основы типологии культуры: историческая типология

Октябрь 31, 2009

Если в период «технологии мастерового» орудия играют роль лишь дополнения к человеку (человек с его природными действиями продолжает быть главным лицом), то в период «технологии техника» на первый план выходит машина, причем не машина служит человеку, а человек обслуживает машину. Работая автономно, машина, наконец, дает понять, что технология -это функция, отдельная и всецело независимая от человеческой природы. То, на что способен человек, обладающий даром изобретательства, в принципе не имеет границ.

Технология заключает в себе два момента. Первый состоит в создании плана действий, метода или процедуры; второй — реализация этого плана. В «технологии мастерового» эти моменты слиты в одном лице ремесленника; «технология техника» подразумевает разъединение этих составляющих и олицетворение их инженером и рабочим-техником.

Иной принцип лежит в основе типологии культур у Ю.М. Лотмана. В своих статьях «Несколько мыслей о типологии культур», «Технический прогресс как культурологическая проблема» он отмечает влияние смены типа коммуникации на изменение глобальных культурных типов в истории. Первая смена происходит в связи с переходом от бесписьменных культур к письменным; вторая — в связи с появлением печатного станка и конституированием «книжной» культуры; третья — основана на распространении новейших современных информационных технологий. Четвертый тип — это тот культурный тип, к которому относят современные цивилизации: тип «новых информационных технологий».

Последние изменения типа культурной коммуникации приводят к невиданному ранее расширению информационного пространства, доводя его поистине до планетарных пределов, к диалогу, взаимопроникновению и взаимовлиянию различных культур, к возникновению новых сфер самореализации личности, новых видов искусства и новых технологий творчества, к поточно-конвейерному тиражированию произведений культуры и появлению на этой основе феномена массовой культуры.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной. Уже к XX в. инновационный тип культуры становится господствующим в западном мире. По прогнозам в XXI в. будет происходить дальнейшее развитие инновационной культуры, связанное с быстрыми темпами развития науки и техники. Актуальными остаются на сегодняшний день этническая, национальная и региональная типологизации культур.

Племя, народность, нация есть социальные образования, отличительные черты которых проявляются в сфере традиционной культуры, но не исчерпываются ею. Этнос определяется как смысл существования любой культуры, являющейся механизмом групповой адаптации. Этничность определяется как выражение принадлежности к своему народу и как отличительное свойство от других (В. Козлов). Рассматривается она и как способ концептуализации социального мира (С. Соколовский), архетип сознания (С. Чешко) и адаптивно-эволюционная система (С. Арутюнов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Типология культуры от Культурология

Comments are closed.