Основы типологии культуры: историческая типология

Октябрь 31, 2009

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) выявляет типологию культуры по периодам технической эволюции, считая за основу взаимосвязь между человеком и технологией. В работе «Человек — Техник» он обосновывает три основных периода технологической эволюции: «технология случая», «технология мастерового», «технология техника».

Первый период — примитивная технология до- и протоисторического «дикого» человека «Ответственным» за изобретение здесь выступает случай. Открытия того времени не были результатом заранее обдуманного и преднамеренного поиска: постоянные и случайные манипуляции с природными объектами неожиданно и по чистой случайности приводили к новому полезному изобретению. Такие новшества вызывали волшебный благоговейный трепет. Первобытный человек не отдает себе отчета в существовании технологии как таковой. Набор и объем технических действий «примитивного человека» еще настолько мал, что явно недостаточен, чтобы выделиться и отличаться от природных. Технические действия единичны, слиты с его природными действиями и представляются частью природной жизни. Простые и примитивные технические действия присущи всем без исключения членам общины, каждый из которых зажигает огонь, делает луки, стрелы и т.п. Единственное различие в том, что женщины пользуются одними технологиями, а мужчины — другими. Но это не помогает первобытному человеку квалифицировать технологию в качестве самостоятельного феномена, поскольку природные действия у мужчин и женщин также различны.

Человек не воспринимает себя как Homo Faber, а потому и не чувствует ответственности за их создание. Будучи продуктами чистой случайности, изобретения первобытного человека подчиняются закону вероятности. Иными словами, если имеется набор возможных независимых комбинаций объектов, то «случай» будет состоять в том, что однажды эти объекты предстанут в таком сочетании, что человек сможет увидеть в нем будущее орудие.

Второй период — это технология Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос. Однако соотношение между техническим и нетехническим (природным) все еще не таково, чтобы первое было необходимо для поддержания жизни. Человек все еще полагается на природу. Некоторые усовершенствования и новшества осуществляются в процессе непрерывных, а потому незаметных, изменений в ремесле и представляются не фундаментальными инновациями, а скорее особенностями в индивидуальной манере и способностях. Эти «особенности» мастеров распространяются в виде школ и таким образом поддерживают внешний характер традиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Filed under:
Типология культуры от Культурология

Comments are closed.